Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Александр Князев: \"Киргизия превращается в моноэтническую страну\"
04.09.2007
"Создание национальной идеологии есть не что иное, как примитивная имитация деятельности, показатель полной пустоты и тех людей, которые это декларируют, и тех, кто согласно кивает головами. Национальная идеология не может быть придуманной, сформулированной и предложенной народу. Национальная идеология создается вокруг естественно накопленных обществом ценностей, формируясь десятилетиями". Такую точку зрения корреспонденту ИА REGNUM высказал профессор Киргизско-Российского (Славянского) университета (КРСУ) Александр Князев, комментируя предложенную Госсекретарем Киргизии Адаханом Мадумаровым "общенациональную идею" "Развитие через единство".
"Пока признаков формирования какой-либо идеологии в самом обществе я не вижу. Разве что идеология, которую исповедуют чиновники и "новые киргизы": все покупается и все продается... Кроме того, о единстве в обществе говорит человек, считающий всех граждан нетитульной национальности "квартирантами" в стране - было такое в биографии госсекретаря, наверное, не я один об этом помню", - сказал Князев.
Эксперт отметил, что Киргизия, как и все постсоветские государства кроме России, пошла по пути строительства этнократического государства, "где титульный этнос становится доминирующим во всех сферах жизни". "Сейчас русские в Киргизии, как и подавляющее большинство всех граждан, не относящихся к титульному этносу, исключены из политической, общественной и культурной жизни. Да и из более менее серьезной экономики. Если сегодня проанализировать состав собственников большинства госпредприятий, ныне приватизированных, то там мы найдем очень мало фамилий нетитульного происхождения".
"Киргизия превращается в моноэтническую страну: уже на 70% территории проживает преимущественно одна этническая группа - киргизы. В том же, что касается участия некиргизов в социально-политической жизни, в последние годы прежняя тенденция просто утвердилась, - продолжил Князев. - Школьное образование на русском языке доступно далеко не везде, количество школ с русским языком обучения резко сократилось. Качество преподавания в школах, вузах ухудшается просто стремительно. Согласно недавно подписанному президентом Курманбеком Бакиевым закону "Об образовании" в его новой редакции, государство теперь вообще отказывается обучать граждан русскому, а заодно узбекскому и тем более всем другим языкам народов республики. У нетитульного населения - за исключением узбеков - есть две альтернативы: уезжать из республики, или смириться с тем, что никакой карьеры - в позитивном смысле этого понятия - твоим детям здесь никогда не светит... Узбекское население является исключением - будучи коренным на этой территории, не являясь пришлым, как в той или иной степени другие, оно заметно политизируется, организуется для защиты своих прав. И это скорее тревожно, учитывая и общий нижайший уровень общественно-политической культуры в обществе, и исторически имеющее место напряжение в отношениях между киргизским и узбекским этносами".