Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
«Что это он такой взъерошенный». Памятник Горькому отреставрируют
03.08.2007
2 августа начинается реставрация памятника Алексею Горькому работы Ивана Шадра и Веры Мухиной. Сейчас скульптура находится на хранении на территории так называемого Парка искусств, вблизи Центрального дома художника, а прежде она украшала площадь у Белорусского вокзала. Два года назад памятник был демонтирован.
Проекта памятника принадлежит Ивану Шадру, однако он успел создать только скульптурную модель. Рассказывает скульптор Юрий Чернов, который сейчас назначен руководителем экспертной комиссии по реставрации памятника Горькому: «Шадр был человек романтичный, и он создавал образ Горького как образ буревестника. Шадр умер в 1940 году, и на его панихиде Вера Игнатьевна сказала: "Ванечка, я клянусь тебе, что я поставлю твой памятник"».
«Вера Игнатьевна», о которой упоминает Юрий Чернов, — это другой замечательный скульптор Вера Мухина. Хотя она выполнила свое обещание, точно воспроизвести замысел Шадра ей не позволили. В 1950-е годы восторжествовал жанр парадного монумента, с которым не вязались динамичные контуры Шадра: «Когда комиссия пришла принимать фигуру, а там был Ворошилов, Каганович, они сказали: "Что это он такой взъерошенный". И комиссия резко раскритиковала эту работу. Вера Игнатьевна Мухина, женщина уже пожилая, нездоровая, и ее сотрудницы несколько месяцев лазили на леса, топориком срубали какие-то части, сделали Горькому галстук, причесали его. Причем Вера Игнатьевна оказалась в ловушке. Она друг Шадра, она при людях клялась, что она сделает этот памятник, — и необходимость его переделывать ее, надо полагать, мучила. В общем, Вера Игнатьевна заболела, и когда уже плод труда авторов и Политбюро был закончен, она уже не смогла приехать. Ей принесли маленький телевизор, и она наблюдала за этим открытием. И вскоре после этого она умерла».
Около двух лет памятник пролежал на земле, и за это время разошлась вдоль основного шва большая трещина. Сейчас она ликвидирована, скульптура поставлена вертикально с помощью вновь изготовленного и — уверяют — надежного узла крепления. Впереди — собственно реставрационные работы. Слово — представителю реставрационной мастерской «Арсимум» Алексею Арсеньеву: «Небольшие трещины есть, но они не принципиальны. Мы герметизирует. Мы расчищаем всю скульптуру, частично раскрываем патину, частично ее укрепляем. И, собственно, все. Мы должны закончить где-то 15 августа».
Скульптор Юрий Чернов просит не торопиться и сомневается в том, что такие работы будут достаточными.