Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Представитель Фонда стипендий памяти Иосифа Бродского в Москве поэт Станислав Львовский и заведующая отделом поэзии журнала «Знамя» поэт Ольга Ермолаева объявили имена лауреатов, которым Фонд дает возможность провести три осенних месяца в Риме. В этом году в Италию с культурной миссией поедут поэт Николай Байтов и художник Вадим Захаров.
Вторым поэтом-стипендиатом назвали нашего соотечественника, крымчанина Андрея Полякова, который, к сожалению, был вынужден отказаться от поездки. В телефонном разговоре с редактором «24» Поляков рассказал, что не может покинуть Симферополь на столь долгий срок по семейным обстоятельствам.
История фонда такова. Осенью 1995-го Иосиф Бродский обратился к мэру Рима с предложением создать Русскую академию, где могли бы учиться и работать художники, писатели и ученые из России. «Итальянская культура является матерью русской эстетики. – утверждал Бродский. – В течение семидесяти последних лет связь между матерью и ее чадом была искусственно разорвана. Цель устройства Русской академии в Риме – восстановить культуру-восприемницу в ее естественном, здоровом состоянии». После смерти Бродского его друзья учредили в Италии и в США благотворительные фонды, предоставляющие стипендии поэтам и художникам для поездки в Рим. Со временем в столице Италии планируется создать Русскую академию.
Лауреатам прошлых лет путешествие в Вечный город пошло на пользу. Михаил Айзенберг написал цикл римских стихов, Владимир Строчков создал посвященный Вечному городу стихотворный роман. Нынешнему лауреату, поэту Николаю Байтову предстоит недельная поездка с чтениями по итальянским университетам. Как заметил Станислав Львовский, итальянские читатели активно интересуются современной русской поэзией. Книги русских поэтов выходят здесь чаще, чем в других европейских странах.