Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Москву свой новый спектакль привез японский хореограф Мин Танака. Его понимание танца сильно отличается от классического. Зрелище не сопровождает музыка, вместо слов — громкие возгласы артистов.
Репортаж корреспондента НТВ Евгения Гуцала.
В этом спектакле каждый увидит то, что захочет. Девушка в белой рубахе с длинными рукавами то ли корчится в душевных муках, то ли шутит, то ли бьется в конвульсиях. Мужчина в черном тянет к ней свои руки. Что это: приключения в больнице, борьба зла и добра? На этот вопрос не ответит и сам японский хореограф Мин Танака — он целиком полагается на фантазию зрителей.
Гардероб в школе драматического искусства сегодня прекрасно иллюстрирует все творчество Мин Танаки. Классический театр, который начинается с вешалки, пустует. А вот за окном, в театре по имени Жизнь, многолюдно.
Мин Танаку в театре не часто застанешь. То он танцует в поле, то на дорогах. Практикует японский танец буто, перевоплощение в духов растительного и животного мира, в том числе и в духов людей. Этот танцевальный жанр появился в 50-х и был реакцией на бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, когда переполняла тоска по погибшим.
Мин Танака, хореограф: «Дело в том, что вся моя жизнь — это танец. Я это танец, а танец это я. Я стремлюсь к тому, чтобы танец с каждым днем был все насыщеннее и интереснее».
Его новый спектакль «Гойя. Генезис смеха» — это жизнь знаменитого художника. Но вряд ли постановку можно назвать сценической версией мемуаров. Среди бродящих по сцене героев все те же призраки Гойи, воспоминания и впечатления от его работ. Это спектакль о том, что происходит сегодня с человечеством, о том, есть ли какие-то радикальные изменения в человеческом образе мыслей.
Танцовщик Андрей Андриянов здесь воплощает два образа сразу: одну из любимых женщин художника, а точнее воспоминания о ней, а во второй части спектакля так и вовсе появится как нечто абстрактное и выступит на сцене нагим. Мин-сан дал ему полную свободу действий - теперь наблюдает, что получилось.
Андрей Андрианов, актер: «Если человеку дать свободу, он начинает что-то такое колбасить, делать что-то руками, ногами. Но из него начинают лезть всякие стереотипы».
Японец Мин Танака со стереотипами борется. Он за полную естественность в танце. И даже спектакль идет в тишине, без музыкального сопровождения, не считая возгласов одной героини. Но все равно непонятно, стонет она, мяукает или смеется. Каждый должен увидеть что-то свое.