Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Большом зале московской Консерватории открылся 13-й Международный конкурс имени Чайковского. Для музыкантов он почти то же, что для спортсменов Олимпиада: проходит раз в 4 года, и победитель сразу становится знаменитостью.
Жюри уже много лет подряд возглавляет Мстислав Ростропович. Именно так, в настоящем времени: имя великого музыканта в знак уважения стоит на всех афишах.
Среди нововведений — трансляция в Интернете и увеличенный призовой фонд. Корреспондент НТВ Владислав Сорокин наблюдал за открытием.
Его называют «конкурсом конкурсов», потому как многие участники, приехавшие в Москву, уже являются лауреатами престижных международных премий. Впрочем, профессионалы предпочитают называть Конкурс имени Чайковского смотром, потому что главная его цель — открыть новые имена в классической музыке.
Во многом благодаря именно этому конкурсу в свое время стали всемирно знаменитыми и Денис Мацуев, и Владимир Эшкинази, и Елена Образцова.
Оценивать талант участников в этом году будет представительное жюри, в которое вошли такие мэтры как Николай Петров и Владимир Спиваков. А президентом конкурса был выбран Мстислав Ростропович.
Сегодня министр культуры заявил, что даже после смерти легендарного мастера искать другую кандидатуру на пост президента оргкомитет не станет, а сам конкурс будет посвящен памяти Мстислава Леопольдовича.
Его вдова, Галина Вишневская, учредила специальный фонд, из которого лауреаты первых премий получат дополнительные 20 тысяч долларов каждый. По сравнению с прошлыми годами, в этот раз призовой фонд значительно увеличен.
Сегодня номинаций четыре: фортепиано, скрипка, виолончель и сольное пение. И хотя денежные премии здесь играют не последнюю роль, бороться конкурсанты будут в первую очередь за международное признание.
Одно только участие в Международном конкурсе имени Чайковского фактически открывает для музыкантов двери любых концертных залов планеты. Первым победителем в 1958 году стал американский пианист Ван Клиберн.
Сам факт победы американца в Советском Союзе только подчеркивает, насколько объективно велось и ведется судейство на одном из самых авторитетных конкурсов классической музыки в мире.
Первый тур пианистов начнется завтра, всего их будет три в каждой номинации, а заключительный гала-концерт состоится 1 июля. Все три тура и гала-концерт оргкомитет Конкурса намерен транслировать в режиме он-лайн в Интернете.