Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Мэрия готовит опрос среди родителей киевских школьников. Родители должны ответить, достаточно ли часов уделяет школьная программа изучению русского языка.
Заместитель мэра Виталий Журавский сообщил «i», что если в ходе мониторинга выяснится, что проблема с изучением русского языка существует, с нового учебного года столичным школам выделят средства на создание дополнительных ставок педагогам, и русский язык будет изучаться еще и факультативно.
«В Киеве 7 русскоязычных школ, еще в 17-ти функционируют русскоязычные классы. Всего русский язык изучают 43,5 тыс. детей, что оставляет всего 18% от общего количества учащихся в столичных школах,— говорит господин Журавский. — В повседневной жизни молодежь общается на русском языке, но большинство не может грамотно писать на нем, так как предмет не всегда преподается в достаточном объеме».
Согласно официальной статистике, в почти трехмиллионном Киеве сегодня проживают полмиллиона этнических русских. Глава Украинской академии русистики Александр Олейников считает, что опасность языковой проблемы сейчас недооценивается, а через 10 лет она станет взрывоопасной. «Например, в Москве есть татарская школа, где изучают не только язык, но и историю, культуру татар. В русскоязычных школах Киева все ограничивается изучением языка, культура и история рассматриваются поверхностно»,— утверждает господин Олейников.
В Украинской академии русистики уверены, что даже если горгосадминистрация и введет в столичных школах факультативные занятия по русскому языку, это не сможет решить проблему низкого уровня грамотности русскоязычных киевлян, и со временем будут закрыты оставшиеся 7 школ с русским языком преподавания. «Для начала нужно вернуть изучение русского языка в детских садах. На сегодняшний день в Киеве не осталось ни одного русскоязычного детсада»,— говорит господин Олейников.
Любопытно, что никто из официальных лиц, как выяснилось, не знает точного числа русскоязычных школ в Киеве: на момент подписания номера в печать «i» обнаружили восьмую русскоязычную школу в Дарнице, о существовании которой, похоже, не подозревали ни в КГГА, ни в Академии русистики. Возможно, их больше и русскому языку в Киеве уделяется гораздо большее внимание, чем принято думать.