Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Москве планируется открыть несколько школ для мигрантов, сообщил заместитель руководителя Департамента образования Москвы Юрий Горячев.
"Мигрантам трудно интегрироваться в московскую систему жизни, поэтому наша задача - помочь им адаптироваться. В частности, проблема требует разработки новой концепции этно-культурного образования", - сказал Горячев в четверг на совместном заседании комиссий Мосгордумы по науке и образованию и по межнациональным и межконфессиональным отношениям.
Замглавы Департамента подчеркнул, что для многих мигрантов серьезной проблемой становится языковой барьер, и новая система образования должна включать в себя программу по изучению русского языка. Именно этой цели и послужат новые школы.
"Они называются "Школы русского языка", но фактически это школы социальной адаптации, в которых мигрантов в течение одного года будут не только обучать языку, но и помогать адаптироваться с новыми для них условиями жизни," - заявляет Горячев.
В новых школах предусмотрено дневное и вечернее обучение. В дневные классы набирают детей до 18 лет, а в вечерние - взрослых.