Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Вчера в череповецких школах прошел первый в этом учебном году единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому языку. Проводился он и в школе № 7, которая являлась пунктом по сдаче ЕГЭ. Туда мы отправились в качестве общественных наблюдателей, чтобы узнать, как учащиеся и педагоги подготовились к его проведению. Ребята, заходя в аудиторию, внешне ничем не выдавали своего волнения, возможно, старались придать себе уверенности. Но, скорее всего, и на самом деле не переживали, так как о процедуре проведения ЕГЭ школьникам неоднократно рассказывали учителя, чтобы в день экзамена не возникало вопросов и недоразумений. Процедура проведения экзаменов расписана до мелочей. Экзаменующиеся не имеют права проносить в аудиторию ничего, кроме черной гелевой ручки, пропуска и паспорта. В присутствии учащихся вскрывается спецпакет с заданиями, по окончании экзамена бланки ответов запечатываются также в особый конверт. Все правила, в том числе и подачи апелляции, сообщаются ученикам на инструктаже перед экзаменом. Важно знать, что апелляционная комиссия не принимает претензий, связанных с содержанием заданий. Напомним, что все тесты делятся на три части. В части «А» ученикам предстояло ответить на вопросы, выбирая из пяти вариантов ответа. В части «В» они отвечали на вопрос в нескольких словах. Задание «С» предполагает развернутый ответ. Возможно, что одного бланка для него не хватит, тогда организаторы по первому требованию должны выдать дополнительные. Выйти из кабинета до окончания экзамена можно только по уважительной причине и под контролем организаторов. О выходе обязательно ставится отметка в пропуске экзаменующегося.
Экзамен длился три часа. Некоторые ученики справлялись со всеми заданиями раньше. Правилами разрешено досрочно сдать заполненные бланки и покинуть аудиторию.
Что происходит с бланками ответов после окончания экзамена? Об этом мы спросили Лину Коробейникову, ведущего специалиста отдела общего и дополнительного образования управления образования. Запечатанные в спецпакеты бланки поступают в Центр оценки качества образования в Вологде, где их сортируют. Областная предметная комиссия проверяет бланки «С», а бланки «А» и «В» отправляются в Москву — для автоматической проверки. «Общие результаты становятся известны, как правило, через пять дней», — говорит Лина Валерьевна. Центр оценки качества делает выписки из протокола результатов, которые рассылаются по школам. Приказом директора они вывешиваются на всеобщее обозрение. Это считается официальным объявлением результатов — если у вас возникают сомнения в правильности поставленной оценки, вы можете подавать апелляцию в течение трех дней с этого момента. Следующий экзамен — по литературе, пройдет в традиционной форме: выпускники напишут сочинение или изложение. Далее, 4 июня, математика — ЕГЭ, который явлется обязательным для всех выпускников Вологодчины.
ЕГЭ по русскому языку должны были сдавать 2217 учеников из 39 школ. Но нескольких выпускников не допустили до экзамена, четверо пропустили его по болезни. Среди сдававших вчера ЕГЭ были и те, кто окончил школу в прошлом году.
Во время экзамена в череповецких школах серьезных нарушений не было, только в школе № 14 на ул. Городецкой, 20, проведение ЕГЭ оказалось под угрозой срыва изз шума на стройке по соседству — там заколачивали сваи. Строители отказывались прекратить работу без звонка из мэрии. Организаторы ЕГЭ быстро решили проблему, и экзамен продолжился в тишине.
Свои результаты можно узнать раньше официального оглашения на несколько дней — на сайте edu35.ru.