Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Петрозаводске планируется создание центра по изучению русского языка мигрантами, приезжающими в Карелию из южных регионов России и зарубежных стран.
С такой инициативой выступили представители национальных общественных объединений, ученые-лингвисты и представители министерства по национальной политике Карелии, участвовавшие в "круглом столе", посвященном проблеме обучения мигрантов русскому языку. По их мнению, в языковом центре должно быть организовано преподавание русского языка и культуры не только детям мигрантов, но их родителям.
Участники "круглого стола" предложили разработать комплекс мер по развитию научно-методической базы преподавания русского языка как иностранного и сохранению статуса русского языка, как языка межнационального общения.