Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
«Не пропустим достойных, не наградим пустых». Вручены премии Фонда Солженицына
18.05.2007
16 мая в Доме русского зарубежья вручили премию Фонда Александра Солженицына. По традиции церемония сопровождалась литературными докладами, посвященными лауреатам этого года — филологам Сергею Георгиевичу Бочарову и Андрею Анатольевичу Зализняку.
Один из членов жюри Борис Любимов напомнил, что ровно 16 мая исполнилось 40 лет со дня письменного обращения Александра Солженицына к съезду писателей. Премия между тем вручается в десятый раз. Наталья Дмитриевна Солженицына говорит, что Солженицын задумал ее аж в 1978 году, и задачу сформулировал так: «Не пропустим достойных, не наградим пустых». Оба лауреата премии этого года — филологи-мыслители. Сергей Бочаров — автор фундаментальных исследований о «Войне и мире» Толстого, о «Художественных мирах Сервантеса, Баратынского, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Достоевского, Платонова». Андрей Зализняк — лингвист, автор «Грамматического словаря» и книги про «Слово о полку Игореве», многие специалисты считают, что она поставила точку в многолетней дискуссии о времени создания «Слова». О трудах Сергея Бочарова и Андрея Зализняка говорили литературоведы: Валентин Непомнящий, Людмила Сараскина, Борис Любимов, Дмитрий Бак, а также заведующий кафедрой математической логики МГУ Владимир Успенский.
Лауреаты выступали с ответным словом. Приведем фрагмент речи Андрея Анатольевича Зализняка: «Мне хотелось бы высказаться здесь в защиту двух простейших идей, которые прежде считались очевидными и даже просто банальными, а теперь звучат очень немодно. Первое, истина существует, и целью науки является ее поиск. Второе, в любом обсуждаемом вопросе профессионал в нормальном случае более прав, чем дилетант. Им противостоят положения гораздо более модные. Истина не существует, существует лишь множество мнений. Девочка-пятиклассница имеет мнение, что Дарвин неправ, и хороший тон состоит в том, чтобы подавать этот факт как серьезный вызов биологической науке. Это поветрие характерно не только для России, но и для западного мира, но в России оно заметно усилено ситуацией постсоветского идеологического вакуума. От признания того, что не существует истины в неком глубоком философском вопросе, совершается переход к тому, что не существует истины ни в чем. Я не испытываю особого оптимизма относительно того, что вектор этого движения каким-то образом переменится и положение само собой исправится. По-видимому, те, кто осознает ценность истины и разлагающую силу дилетантства и шарлатанства и пытается этой силе сопротивляться, будут и дальше оказываться в трудном положении плывущих против течения».
Каждое вручение премии Фонда Солженицына — праздник, возможность слышать настоящих специалистов, людей не только образованных, но занимающих ясную человеческую позицию по отношению к литературе и к миру. Эта позиция — не охранительная, я бы сказала, она сохранительная.