Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Впервые на сцене МХАТ представит свой спектакль театр Болгарии
17.05.2007
Национальный театр Болгарии в среду представит свой спектакль «Изгнанники» по повести Ивана Вазова, имя которого носит этот сценический коллектив, заявил во вторник на пресс-конференции главный режиссер театра и постановщик спектакля Александр Морфов.
«Изгнанники» это была первая постановка, которой в 1904 году открыл свой национальный театр Болгарии, и постановка Морфа это четвертая сценическая версия этого произведения, которую он поставил к 100-летнему юбилею театра.
«Самое сложное в этой работе для нас было найти современный ход спектакля», – сказал Морфов.
«Сделать так, чтобы этот классический материал воспринимался сегодняшней публикой современно, а не как, что-то старое и отжившее. Очень важно было для нас, чтобы такие слова, которые есть в пьесе «Да здравствует Болгария, Да здравствует свобода» прозвучали органично, искренне, от сердца, выстраданно. Когда на первом спектакле, на который мы пригласили в основном молодежь при этих словах зал встал, мы поняли, что нам удалось перейти главное этот рубикон», - сказал он.
По словам Морфова, сегодня, когда жизнь вокруг стала слишком меркантильной, фальшивой, когда произошла девальвация истинных ценностей, такие спектакли об истории, ее героях, Болгарии очень важны.
Национальный театр Болгарии - это репертуарный театр, который на каждой из своих трех сцен показывает 12-15 спектаклей в год. Это и мировая болгарская классика и современная отечественная и зарубежная драматургия.
Что касается Морфова, одного из лидеров европейского театра, который много и с успехом ставил во Франции, Швеции, Македонии, то его российский зритель знает достаточно хорошо, поскольку он в последнее время особенно много ставит в российских театрах - это и Московский театр «Et Cetera», это и театр Ленком, а также санкт-петербургский театр имени Комиссаржевской, где Морфов является главным приглашенным режиссером.
Сейчас, как сообщил Морфов, идут переговоры с руководителем МХТ имени Чехова о постановке на сцене художественного театра. С удовольствием, как подчеркнул Морфов, он продолжит сотрудничество с театром Ленком, где планирует поставить спектакль «Визит старой дамы» с Инной Чуриковой в главной роли.