Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Программа «Кинотавра»: тематическое и эстетическое разнообразие
16.05.2007
Объявлена программа XVIII-го открытого российского фестиваля «Кинотавр», который пройдет в Сочи с 3 по 12 июня.
«"Кинотавр" 2007 года, на наш взгляд, предстанет полноценной картиной состояния дел в современном российском кинематографе. И поэтому в совокупности конкурсные программы, внеконкурсные программы, такие, как кино на площади, "Кинотеатр.doc", конкурсом короткометражных фильмов, все, кто приедет на фестиваль, будут иметь возможность обсудить и понять для себя самое главное, то, в каком направлении развивается российский кинематограф», — говорит Александр Роднянский, президент холдинга СТС-медиа и председатель попечительского совета фестиваля «Кинотавр».
Итак, в основном конкурсе — четырнадцать премьерных картин: «Груз-200» Алексея Балабанова, «Два в одном» Киры Муратовой, «Лучшее время года» Светланы Проскуриной, «Простые вещи» Алексея Попогребского, «Тиски» Валерия Тодоровского, «Яр» Марины Разбежкиной. Есть сюрпризы, например, знаменитый сценарист Александр Миндадзе дебютирует в конкурсе, как режиссер. Здесь же — имена, которые не знакомы даже профессиональным кинокритикам или те, кого знают по наградам конкурсов короткометражных фильмов.
Отбиравшая фильмы для фестиваля Ситора Алиева говорит, что есть еще один хороший фильм «Путешествия с домашними животными», который сняла Вера Сторожева, но его продюсировал Игорь Толстунов, один из организаторов «Кинотавра», и он сам не захотел ставить жюри в неловкое положение. Жюри основного конкурса возглавит Вадим Абдрашитов. В прошлом году вышло так, что все фильмы, показанные на «Кинотавре», были отобраны и награждены различными зарубежными фестивалями, а также премиями «Золотой Орел», «Ника» и «Белый слон».
— Лучше или хуже ситуация этого года? — с этим вопросом я обращаюсь к Ситоре Алиевой.
— Программный директор Каннского фестиваля на эту тему всегда шутит: когда в конкурсе фильмы, которые не очень нравятся прессе, они говорят, что в этом году был плохой фестиваль, а когда хороших фильмов много, они говорят, в этом году много хороших фильмов. Я не переживаю по поводу того, что прошлый год был замечательный, в этом году просто это принципиально другие картины. Мне эта программа симпатична тем, что она гораздо более тематически и эстетически разнообразна. То есть мы выбрали, если брать группу картин в определенных направлениях, жанрах, стилях, мы выбрали лучшее в каждой из этих групп.
На открытии фестиваля будет показан фильм Андрея Кончаловского «Глянец», на закрытии — «Изгнание» Андрея Звягинцева, а специальное событие фестиваля — картина Александра Сокурова «Александра». Два последних отобраны на Каннский фестиваль и к началу «Кинотавра» могут оказаться его призерами.