Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Эстонцы верят, что ближайший год даст скорее основание для удовлетворенности, представители же других национальностей считают, что жизнь станет хуже, выяснило исследование, проведенное сразу же после переноса Бронзового солдата.
В ожидании лучшего будущего живут 47 процентов эстонцев, 35 процентов неэстонцев полагают, что жизнь станет труднее.
Наиболее оптимистично настроены в отношении своего будущего жители села и небольших городов, а также люди с высшим образованием.
Заместитель председателя Конституционной комиссии Рийгокогу центристка Эвелин Сепп находит, что опрос, видимо, показал сиюминутное удовлетворение, связанное с действиями правительства, но не ожидания, связанные с долгосрочной перспективой.
«Ясно одно – общество расколото по национальному признаку, - сказала Сепп. – Довольно вероятно, что отдача (этих событий – PM Online), например, в экономической жизни, вскоре коснется многих людей, и будут ли тогда настроенные сегодня на волну позитивных ожиданий эстонцы декларировать свою гордость и готовность ради этого, образно говоря, есть картофельные очистки».
По оценке Сепп, не стоит забывать, что сегодняшние одобрительные заявления европейских партнеров – во многом дипломатическая риторика, направленная на ликвидацию последствий недавних массовых беспорядков. За ними не следует искать одобрение событиям, вызвавшим бунт.
Председатель фракции социал-демократов в Рийгикогу Эйки Нестор надеется, что проценты через полгода будут более радостные.
«На вопросительные знаки, которые в последнее время повисли в воздухе, нужно будет давать со временем ответы, - считает Нестор. – Любой может, вероятно, сказать, что наши структуры действуют, но, с другой стороны, надо вернуть людям веру в то, что по-разному понимающие значение памятника или понятие «бунта» группы населения смогут спокойно жить рядом друг с другом».
82 процента жителей Эстонии оценивают действия премьер-министра Андруса Ансипа, начиная с 26 апреля, очень положительно или скорее положительно. Среди неэстонцев положительно его работу оценивают только 6 процентов (оценок «очень хорошо» нет совсем). Осудили действия Ансипа 84 процента опрошенных неэстонцев, среди эстонцев таковых было 12 процентов.
В то же время 81 процент эстонцев высказали недовольство действиями Эдгара Сависаара, и только 9 процентов поддержали его. Среди неэстонцев противников мэра Таллинна было 16 процентов, 56 процентов оценили его деятельность как хорошую или очень хорошую, а 28 процентов респондентов среди неэстонцев затруднились с оценкой его деятельности.
Опрос был проведен по всей Эстонии со 2 по 5 мая. Был опрошен 501 житель в возрасте 15-74 лет.