Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
22 мая в пятнадцатый раз в Москве будет вручена балетная премия «Бенуа де ла Данс» (PRIX BENOIS DE LA DANSE). Это означает, что 22 и 23 мая на сцене Большого театра выступят ее номинанты и лауреаты, то есть будет пир для балетных гурманов.
Претендентов на статуэтку работы Игоря Устинова в списке — двадцать. Шесть балетмейстеров из Германии, Франции, Англии и России. Семь балерин из тех же краев плюс Нидерланды и США. И 6 танцоров, и еще одна страна — Канада — включается в соревнование. Во всем мире нашли одного-единственного достойного сценографа — это Карлос Гальярдо.
Возникает вопрос: неужели в балетном театре так плохи дела с художниками? Отвечает на мой вопрос Нина Кудрявцева-Лури, арт-директор «Бенуа де ла Данс»: «Собственно говоря, оформление могут себе позволить только крупные коллективы, у которых хорошая финансовая база. Мы же понимаем, почему Баланчин был без декораций и без костюмов, — потому что денег не было. И потом это уже стало стилем».
Видимо, кандидатуру Карлоса Гальярдо выдвинул член жюри, он же художественный руководитель театра «Сан Мартин» (Theatre San Martin) — того самого, где и поставлена «Буря» в оформлении аргентинца. Исполнителями Парижской оперы мы явно обязаны Манюэлю Легри (Manuele Legris) — тоже члену жюри и звезде того же театра. То же самое и с Лондонским Королевским балетом. Вот от России в номинациях представлены Алексей Мирошниченко и Александр Сергеев — хореограф и танцор балетной миниатюры Мариинского театра «В сторону "Лебедя"». Обидели, правда, партнершу Сергеева, ничуть и ни в чем ему не уступающую. Да и в жюри нет представителя Мариинки. Но ларчик открывается просто: в жюри есть Николай Цискаридзе, а он был замечен на спектакле «В сторону "Лебедя"», когда его показывали в Москве. Говорят, Цискаридзе дружит с хореографом Мирошниченко.
На вопрос о том, не следует ли изменить процедуру, лишив членов жюри права выдвигать на приз "своих", хотя бы из своего театра, Нина Кудрявцева-Лури ответила: «Если бы у нас жюри было постоянным, то тогда, наверное, могли бы быть какие-то ограничения по выдвижению. Но поскольку члены жюри меняются каждый год, мы стараемся менять страны, менять направления, менять членов жюри, чтобы действительно были представлены разные вкусы и совершенно разные люди. В этот раз представители одной труппы, в следующем году это может представитель другой труппы. Все-таки, если вы посмотрите на список лауреатов "Бенуа", то это люди обычно очень достойные».
Празднику на улице балетоманов быть. В гала-концерте 23 мая выступят звезды Парижской оперы, а также Мариинского и Большого театров: Ульяна Лопаткина покажет в Москве «Гибель Розы» Ролана Пети, а Лоран Илер представит «Песнь странствующего подмастерья» в хореографии Мориса Бежара, и это будет последнее его выступление. Лоран Илер уже дал прощальный спектакль в своей родной Парижской опере.