Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Бижутерия вместо картин. «Фонд свободного искусства» под угрозой
25.04.2007
Петербург лишился художественной галереи Георгия Михайлова, старейшего русского галериста, создателя «Фонда свободного русского современного искусства».
Помещение в центре Петербурга, на Литейном, 53, было предоставлено «Фонду свободного русского современного искусства» еще Анатолием Собчаком. В неравную борьбу с Комитетом по управлению городским имуществом (КУГИ) Георгий Михайлов вступил еще несколько лет назад, когда вместо коэффициента социальной значимости 0,1 за аренду помещений был введен коэффициент 1.
Срок аренды помещения закончился 8 августа 2006 года, остались большие долги, при этом каждый день продолжала начисляться арендная плата 1100 долларов. Возможно. При таких условиях, галерее действительно лучше было бы переехать, но оказалось, что помещения, предлагавшиеся КУГИ взамен, использовать для хранения картин невозможно.
Одно их них было залито горячей водой и, по словам галериста, ему предлагалось самому отремонтировать трубы, другое же представляло собой спортивный зал, въехать в который можно будет только через год. «Выселение галереи Михайлова — не единичный случай, оно свидетельствует об отношении к культуре, сложившемся в городе», — говорит художник и правозащитник Юлий Рыбаков: «Есть юридические нормы, есть определенные бюрократические формальности. Конечно, цепляясь за них, всегда можно найти повод для того, чтобы передать хорошее помещение, вкусный кусок пирога от одного владельца или арендатора другому. Наша администрация, наши чиновники охотно этим пользуются, тем более что, как правило, это сулит им немалые барыши. Но есть еще культура, есть еще наша память, есть еще то искусство, которым ценен наш город, та духовная аура, которой он еще живет. Боюсь, что скоро жить уже не будет. Потому что все, что так или иначе сопряжено с именем Петербурга, с его духовной атмосферой, в которой мы доживаем свой век, начинает гибнуть в условиях бюрократии и чистогана, давящего под своими ногами все, что ему мешает».
История галереи Георгия Михайлова — еще одно тому подтверждение, уверен Юлий Рыбаков: «Это безобразие. Я уверен, что на месте этой галереи появится очередная бижутерия или еще какая-нибудь гламурная пакость, которая даст людям возможность наживаться, но мы потеряем очаг культуры. Я возмущен этим».
В «Фонде свободного русского современного искусства» насчитывается около 24 тысяч картин, которые Георгий Михайлов собирается вывезти на Запад, если отношение города к нему не переменится. По иронии судьбы, выселение галереи Георгия Михайлова совпало с намерение городских властей открыть в Петербурге музей современного искусства.