Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Тамплие́ры («храмовники») — первый из религиозных военных орденов, Орден Соломонова Храма (лат. Templique Solomonici) или Нищенствующих рыцарей Христа, был основан в 1118 г. небольшой группой рыцарей во главе с Гуго Пайенским после Первого Крестового похода, чтобы поддержать новое Иерусалимское королевство во враждебном окружении побежденных мусульманских соседей, а также обеспечить охрану множеству европейских пилигримов, направившихся в Иерусалим после его завоевания.
Король Альфонсо I, правивший испанским Арагоном в начале XII столетия, был одержим идеей крестовых походов. Он окружил себя французскими рыцарями, родственниками по материнской линии, уже побывавшими в далеких краях, и попросил у папы римского разрешение самому отправиться в Палестину. Папа ответил молодому монарху, что ему негоже думать об Иерусалиме, когда его собственная христианская страна Испания стонет под игом мусульманских захватчиков.
Альфонсо послушался понтифика, ринулся отвоевывать испанские земли и за свои подвиги даже вошел в историю под именем Альфонсо-бойца. Тем не менее, слава крестоносцев и тамплиеров не давала ему покоя до самой смерти. Говорит испанский историк и писатель Сесар Видаль: «Перед кончиной Альфонсо-боец завещал власть в Арагоне рыцарским орденам, в том числе храмовникам. Поскольку в реальности унаследовать власть и править королевством они не могли, было принято решение передать корону брату короля, а рыцарям — выплатить компенсацию землей и замками».
Тамплиеры, «реконкиста» и банковское дело
Тамплиеры прибыли в Испанию и получили шесть замков и право владеть пятой частью всей земли, которая отвоевывалась у мавров. После этого они почти на два столетия стали одними из самых активных участников «реконкисты» — борьбы испанцев с мусульманами. Как свидетельствуют средневековые хроники, рыцари в белых плащах с красным крестом — символом ордена — всегда сражались в первых рядах королевских войск. К началу XIII столетия они собрали в своих руках огромные богатства и политическое влияние. Король Педро II часто занимал у храмовников деньги для военных походов.
«Тамплиеры создали собственную банковскую систему, которая прекрасно действовала в течение двух столетий во многих странах от Ближнего Востока до Испании. Они были первыми банкирами — не-евреями, а их услугами пользовались многие королевские дворы в Европе», — говорит Сесар Видаль.
При короле Хайме I, который был воспитанником тамплиеров, члены ордена сыграли решающую роль при взятии Валенсии, а в 1282 году они помогли Педро Третьему овладеть Сицилией. Услуги, которые тамплиеры оказывали королям Арагона, Кастилии и другим испанским монархам, не были забыты. Поэтому, когда из Рима в начале XIV века был получен приказ уничтожить пиренейскую ветвь ордена, а тамплиеров отдать под суд и казнить по обвинениям в ереси, мужеложстве и других смертных грехах, то испанцы его не выполнили.
Расправа над орденом
Известно, что расправу над орденом инспирировала французская корона, которая, по мнению исследователей, пыталась за счет конфискованного имущества храмовников поправить свои финансовые дела. Французских тамплиеров пытали и жгли на кострах. А испанских, хотя и запретили, но не преследовали. Свои богатства они никуда не прятали. Вместе с замками и самими рыцарями они влились в другие ордена — Калатравы, Святого Иакова, Святой Марии Монтесы и особенно в Орден рыцарей-госпитальеров. Испанским королевствам еще предстояло почти два века сражаться против мусульманских завоевателей на собственной земле, и они ценили каждого опытного воина. Тем не менее, и здесь не обошлось без легенд и слухов.
«Роль тамплиеров в истории явно преувеличена, — считает Сесар Видаль. — Кроме того, о том, что они являются преемниками исчезнувшего ордена, настойчиво заявляют масоны. Легенда гласит, что храмовники вовсе не исчезли, а после запрета сформировали некие тайные ордена, обладавшие богатствами и священными реликвиями, вроде частицы креста, на котором был распят Христос, или Святого Грааля».
Сегодня все эти легенды активно помогают Испании во вполне прозаичных делах. Местный туристический бизнес вовсю эксплуатирует славу тамплиеров. Туристам показывают полуразрушенные замки, в которых некогда обитали рыцари, а в любом магазине сувениров вам предлагают купить копии их мечей и доспехов.