Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Ректор Санкт-Петербургского университета предлагает новый нацпроект по сохранению русского языка
08.06.2006
Ректор Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая предлагает сделать сохранение русского языка еще одним национальным проектом.
«Внимание к русскому языку сегодня должно быть особым. Это проблема безопасности. Русский язык должен стать уже на будущий год новым национальным проектом», - заявила Л.Вербицкая, выступая в четверг на съезде ректоров российских вузов.
Л.Вербицкая подчеркнула, что русский язык сегодня находится в трудном положении как в самой России, так и в странах СНГ. Как отметила ректор Петербургского университета, «огромные просторечные пласты уже вошли в литературную речь».
Она также выразила обеспокоенность тем, что многие родители, стремясь дать детям образование, делают акцент прежде всего на иностранные языки. «В этой ситуации нужно обратить внимание на сохранение правильного русского языка», - заявила Л.Вербицкая.