Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Церемония была поставлена Дмитрием Черняковым без оглядки на «Оскар», в традиции академического музыкального театра – только классическая музыка. Пространство оформлено изумительно красиво, потому что на сцене на пятиярусном амфитеатре расположился оркестр Мариинского театра. Сам Валерий Гергиев дирижировал фактически всей церемонией.
Ее начали с минуты памяти Михаила Ульянова, который руководил Союзом театральных деятелей, когда фестиваль зарождался, и Олега Шейнциса, художника, которому фестиваль обязан своим символом – «Золотой маской». Ну, а потом то, ради чего жили целый год – награждение.
Премию вручали не российские театральные деятели, а крупнейшие режиссеры и актеры мира. Смакуя, перечисляю: Ферруччо Солери, легендарный Арлекин театра Джорджа Стреллера, Резо Габриадзе, сценарист, режиссер, глава тбилисского Театра марионеток, лидер английского театральной компании «Чик бай джоул», много работающий в России Деклан Донноллан, один из лидеров европейского авангарда польский режиссер Кристиан Лупа и великий балетмейстер Джон Наймайер.
Еще церемонию отличало то, что место девушек с букетами заняли юноши, а вместо фрагментов из спектаклей на экране показывали фрагменты интервью с номинантам. Всем задавали одинаковые вопросы, например: что они предпочитают – красоту или гениальность? Так вот, все женщины были за гениальность, а все мужчины за красоту. Председатель жюри драматических театров Адольф Шапиро потом пошутил: «Спросили бы у нас. Мы все время выбирали между красотой и гениальностью».
Ну, а теперь посчитаем премии. Лидирует Москва –16 «масок», у Петербурга всего шесть и у всех провинциальных театров вместе взятых тоже шесть. С другой стороны, в номинации «Лучший спектакль» москвичи победили только в драме, а за кукольный, балетный и оперный спектакли «маски» уехали в Петербург и Новосибирск.
Главным триумфатором стал Сергей Женовач. Сам он признан лучшим режиссером за два спектакля - «Захудалый род» и «Мнимый больной» (оба награждены и как лучшие спектакли большой и малой формы), да еще Мария Шашлова получила спецприз жюри за роль Варвары в «Захудалом роде» - итого четыре премии.
А среди музыкальных театров лидером стал Театр Станиславского и Немировича-Данченко с оперой «Так поступают все женщины» Моцарта в режиссуре Александра Тителя. Лучшим балетом признана «Золушка» Новосибирского театра, лучшей оперой - «Поворот винта» Мариинки, лучший кукольный спектакль - «Робин Бобин» петербургского театра «Кукольный формат».
В номинации «Новация» награжден спектакль тетра «Дерево» - «Кетцаль». Приз зрительских симпатий, возможно, самый важный, достался спектаклю Ленкома «Затмение», а премия критиков - «Рассказу о семи повешенных» Миндаугаса Карбаускиса в театре Олега Табакова.