Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Судьба Балдинской коллекции - "вопрос, действительно, очень сложный, ее /коллекцию/ просто так никто не отдаст", - заявил министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов.
В последние три года, сказал Соколов, работает международная рабочая группа при Межведомственном совете по перемещенным ценностям. Группа регулярно встречается с коллегами из ФРГ, шаг за шагом обсуждает этот вопрос.
"Сейчас речь идет о том, чтобы рассмотреть вопрос о достаточной компенсации, если она будет предъявлена, за хранение и нахождение этой коллекции на территории России", - сообщил Соколов.
Балдинская коллекция - два живописных и 362 графических произведения, среди которых - рисунки Рембрандта, Рубенса, Коро, Мане, Дега, Ван Дейка, Ван Гога и Дюрера. Эта коллекция из Бременского музея была спрятана в 1945 году в одном из замков Германии и обнаружена советскими солдатами. Капитану Виктору Балдину удалось спасти шедевры, которые затем были переданы московскому архитектурному музею.