Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Грузии обсуждается возможность перезахоронения праха русского поэта Александра Грибоедова. Великий русский поэт, драматург, дипломат и общественный деятель, автор неувядаемой комедии «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов после трагической гибели в Тегеране был похоронен в 1829 году у монастыря Отца Давида («Мама Давити») на «Святой горе» — Мтацминда, возвышающейся над столицей Грузии.
Именно в этом месте уже к концу XIX—началу ХХ века возник пантеон наиболее почитаемых в Грузии общественных и политических деятелей, а также поэтов и писателей. Таким образом, могила Грибоедова оказалась в самом центре пантеона.
В Грузии всегда гордились тем, что один из гениев «золотого века» русской поэзии похоронен именно в Тбилиси. Кстати, Александр Грибоедов был зятем великого грузинского поэта Александра Чавчавадзе. Он был женат на его дочери Нино. На этом кладбище рядом покоятся как большевистские руководители и их родственники (например, мать Иосифа Сталина Екатерина Джугашвили), так и лидеры движения за независимость Грузии.
Недавно в ходе похорон первого президента страны Звиада Гамсахурдия оказалось, что в пантеоне не хватает места. Началась дискуссия о порядке захоронения и перезахоронения из пантеона. И в ходе этой дискуссии, один из лидеров парламентского пропрезидентского большинства Гига Бокерия, которого эксперты считают самым влиятельным после президента политическим деятелем в Грузии, заявил, что поскольку Грибоедов не был грузинским поэтом и общественным деятелем, а служил империи, то ему не место в грузинском пантеоне.
Это заявление вызвало столь бурную реакцию, что председатель парламента Нино Бурджанадзе пригласила журналистов на специальный брифинг. Госпожа Бурджанадзе гневно опровергла возможность перезахоронения праха Грибоедова: «Та оперативность и подчеркнутость, которая была вызвана абсурдными заявлениями о якобы рассмотрении данного вопроса в парламенте Грузии в лучшем случае ошибка, а в худшем — целенаправленная провокация, которая служит дальнейшему обострению российско-грузинских взаимоотношений и ухудшению имиджа Грузии на международной арене. Такая инициатива в парламенте Грузии не обсуждалась, а народ, как и власти Грузии, никогда не допустят разделения людей по национальному, религиозному и этническому признаку».
Однако сам господин Бокерия от своих слов не отказывается и не намерен извиняться.