Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Фестиваль «Пандус». Современное искусство спасает памятники архитектуры
13.04.2007
Один из выдающихся памятников советского конструктивизма — знаменитый Дом коммуны архитектора Николаева на улице Орджоникидзе скоро примет Международный фестиваль современного искусства, посвященный исчезающим памятникам архитектуры — Pandus 2007. К счастью, самому этому дому исчезновение не грозит, уникальное здание скоро будет реконструировано.
Советский конструктивизм больше ценят не в России, а в других странах. Там здания, давшие толчок для развития всей современной архитектуры, описаны в многочисленных учебниках, оттуда приезжают ведущие зодчие, чтобы воочию увидеть пусть и обветшавшие, но все же подлинные образцы строений, в которых отразились утопические идеи новой радостной коллективной жизни. Дом архитектора Ивана Николаева возводился с 1929 по 1931 год — для проживания рабочих-студентов. Строили в то время отнюдь не на века. Материалы были так себе. Сейчас это бывшее гигантское общежитие, как будто бы, собираются ставить на реконструкцию, но прежде здесь пройдет Фестиваль современного искусства. Фестиваль называется «Пандус». Говорит куратор проекта Ирина Чмырева: «"Пандус", в честь которого назван фестиваль, это пандус внутри здания. Это огромная треугольная в сечении башня, объединяющая восемь этажей здания, один из фасадов которого — 200 метров в длину. И вот это П-образное здание занимает целый квартал той части города, которая сейчас ассоциируется больше с промышленность, а когда-то это была рабочей и студенческой окраиной — за Донским монастырем. Это очень интересное место по тому, как там выстроен диалог архитектуры древней и архитектуры конструктивистской. Последние 15 лет это здание не использовалось как общежитие и постепенно, как все наше государство, претерпевало малопонятные изменения. Туда вселялись маленькие фирмочки, там оставались мастерские художников, которые там на последних этажах живут уже по несколько десятилетий. И этот пандус символически похож на Вавилонскую башню, как ее рисовали художники Средневековья, как ее рисовал Босх. Для нас это важно, поскольку пандуc, коммунизм и Вавилонская башня, которая разрушается в нашем сознании, тем не менее, мы все время об этом думаем и помним, что мы из этой страны, что у нас была такая история. И в то же время мы не понимаем, как это сегодня функционирует».
Разобраться, по мысли организаторов фестиваля, поможет современное искусство. Говорит художник Святослав Пономарев, один из авторов идеи «Пандуса»: «Меня вдохновила сама идея этого пандуса, который имеет семь уровней, и там совершенно замечательно прозвучала бы тибетская музыка».
— Вы занимаетесь тибетской музыкой, а здание — эпохи конструктивизма. Какие здесь могут быть пересечения?
— И коммунистические лидеры, и фашистские лидеры интересовались Тибетом с точки зрения управления социумом. Там есть эти технологии, и, вульгарно понятые, они приносят вред. Это некая вульгаризация действительно гармоничной космической идеи, реализованной в этом Доме коммуны. И художники, которые показывают там свои проекты, — единственная неуправляемая сила. Она абсолютно спонтанна, и этой силой управлять нельзя. И вот этот конфликт является очень важным.
Программа фестиваля более чем насыщенная. Ирина Чмырева перечисляет: «Мы собрали наших друзей, которые работают в самых разных направлениях современного искусства. Кто-то из них актуальных художник, участвует в самых крупных мировых фестивалях, кого-то зовут "живой классик современного русского искусства", как Франциско Инфанте, одного из участников этого фестиваля. У нас есть кинорежиссеры, которые участвуют как кинорежиссеры, показывая свои фильмы. У нас будет премьера фильма Татьяны Данилянц "Сад, который скрыт", посвященного Венеции, разрушающейся и вечно живой. Будет фильм Нины Шориной, посвященный дому Тарковского, разрушенному уже в Москве, и ее анимационный фильм — просто чудесная сказка, которую любит весь мир, к сожалению, малоизвестный в России. У нас будут фотографии и живопись, скульптура, инсталляции совсем молодых авторов. Потому что автор идеи этого фестиваля Святослав Пономарев и я преподаем в Московском университете печати, мы работаем с молодыми художниками, преподаем им фотографию, историю фотографии. И мы пригласили и наших студентов, они будут делать фотосессии.
Это будет происходить два раза в выходные дни: 14-15 апреля и 21-22 апреля. В эти дни будет работать выставка, в эти дни будут происходить с 6 вечера и до девяти вечера перфомансы, акции художников. Будут выступать театры экспериментальные — театр «Данс-до» театра А.Васильева. Будут выступать молодые ребята, которые экспериментируют с огнем в цирковой традиции и традиции, в общем-то, уличного театра».
Открывающийся в эту субботу фестиваль «Пандус» пройдет впервые. Его организаторы собираются в последующем привлекать внимание к другим исчезающим памятникам архитектуры.