Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
ЗаПЧЕЛ: русской школе Латвии нужны российские методики обучения
12.04.2007
Совет по образованию и культуре при политическом объединении "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) выпустил брошюру "Культурные аспекты повышения качества школьного образования", которая будет бесплатно распространяться среди родителей и педагогов учащихся латвийских школ с русским языком обучения. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, одним из путей повышения качества школьного образования в работе упоминается развивающее образование и обучение на основе теории российских учёных, профессоров и академиков. Об этом сегодня, 10 апреля, в парламентской фракции ЗаПЧЕЛ журналистам рассказали сами авторы брошюры, депутаты Сейма и доктора педагогики Яков Плинер (сопредседатель ЗаПЧЕЛ) и Валерий Бухвалов.
По словам Бухвалова, оценка качества школьного образования в Латвии подменяется результатами контрольных, зачётных и экзаменационных работ, серьёзной системной работы по подготовке новых моделей и технологий образования не проводится, в том числе и потому, что в стране нет научно-исследовательского института, который должен был бы этими вопросами заниматься. Во всём этом авторы брошюры лишний раз убедились, получив ответ на свой депутатский запрос от министра образования и науки Латвии. Ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день, Бухвалов охарактеризовал следующим образом: "Однобокий подход к оценке качества школьного образования: учитываются только результаты обучения, а результаты развития учащихся и воспитательной работы в школах не учитываются и нигде не отражаются. Нет ответа на вопросы: насколько наша школа развивает мышление, эмоциональную сферу детей, насколько делает детей умнее, в чём проблемы развивающей функции школы, как эти проблемы планируется решать в ближайшее время, какие новые модели образования предлагает для этого министерство?" По словам Бухвалова, латвийское общество давно столкнулось с серьёзными негативными явлениями, прежде всего, с падением морали, наступлением всевозможных зависимостей: "Для того, чтобы противостоять зависимостям, с одной стороны надо укреплять законодательство, с другой - вести воспитательную работу. Каково качество этой воспитательной работы в школе, мы сегодня не знаем. А, не зная, не можем планировать дальнейшую работу по преодолению этих негативных явлений. Программы повышения качества школьного образования в Министерстве образования нет".
В свою очередь, как пояснил Яков Плинер, в брошюре "сделана попытка анализа влияния родной культуры учащихся на качество школьного образования". Соавтор привёл журналистам несколько тезисов в качестве основных выводов совместного исследования: "Повышение качества школьного образования невозможно без систематического обучения учащихся и изучения ими основ родной культуры. В нашем случае - русской культуры; Если ученики на протяжении всего времени обучения в школе будут изучать основы родной культуры как отдельный предмет или отдельные темы, но выстроенные в курсе других предметов, то мы не сомневаемся, что дети сформируются всесторонне развитыми личностями и интеллигентными людьми; Воспитание культуры и качество школьного образования, безусловно, взаимосвязаны, а навязанная сверху и изначально политизированная пресловутая реформа образования-2004, заключающаяся в основном в замене русского языка обучения на латышский язык, усугубляет негативные тенденции в качестве, как образования, так и воспитания детей. Противостоять принудительной латышизации только изучением родного языка и проведением мероприятий лишь на Рождество, масленицу и Пасху, как это сегодня происходит во многих наших школах, невозможно; Очень важна демократизация школ. Решения проблем повышения качества воспитания и образования в школах с русским языком обучения, как мы считаем, можно добиться, предоставив самим школам, родителям, старшеклассникам или советам школ право выбора соотношения языков образования. А также изучением основ русской культуры; Мы изложили в брошюре свой анализ ситуации и предложили пути дальнейшего развития качества школьного образования. Это выбор за школой языка обучения и изучения предметов, развивающее образование и обучение на основе теории российских учёных, профессоров и академиков. (...) Это изучение детьми основ родной русской культуры с первого по двенадцатый классы". Как подчеркнул Плинер, брошюра будет распространяться бесплатно, а 16 и 17 апреля её можно будет получить в рижском офисе ЗаПЧЕЛ.