Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
21 марта в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке открывается авторский кураторский проект Екатерины Деготь – выставка "Мыслящий реализм". Экспозиция организована в рамках Второй Московской биеннале современного искусства.
Впервые в практике Третьяковки произведения современных российских художников (живопись, графика, фотография, видео, текст) демонстрируются в одном из залов постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке в контексте русского хрестоматийного искусства.
По замыслу куратора современное актуальное искусство вступит в диалог со знаменитыми произведениями русского реализма XIX века, прежде всего передвижников.
"В России принято разделять искусство традиционное и современное, модернистское, при этом под "традиционным" понимают обычно реализм XIX века. Меж тем на самом деле и в России, и в Европе реализм - это ранняя форма модернизма, первое "искусство современной жизни", анализирующее жизнь человека в условиях стремительно меняющейся социальной действительности. Передвижники были первыми актуальными художниками в нашей стране, поэтому для многих представителей искусства наших дней они по-прежнему интересны, хотя современный автор видит реализм XIX века порой совершенно нетрадиционно.
Задача данной выставки - показать, какими глазами и для чего российский художник смотрит на Третьяковскую галерею, на передвижников, на реализм. Современные работы будут сопоставлены с несколькими знаменитыми полотнами XIX века, что выявит неожиданную актуальность последних", - поясняет свой замысел куратор выставки Екатерина Деготь .
Новый в отечественном музейном опыте проект предлагает неожиданный взгляд на новейшее искусство, его истоки и основы идеологии, а также, несмотря на нигилизм и революционность, внутреннюю связь с реализмом века XIX.
Произведения 15-ти современных художников, от Ильи Кабакова до Сергея Браткова, вступят в диалог с произведениями искусства русского реализма.
Участников выставки условно можно разделить на две группы, представляющие две тенденции. Одних не устраивает то, что современное искусство как бы "предало" свои реалистические корни, интерес к простым людям, к "униженным и оскорбленным". Они хотят вернуть актуальному искусству его социальный пафос, его неравнодушие к проблемам окружающей жизни. Таковы фотографии Сергея Браткова, Владимира Куприянова, рисунки Ольги Чернышевой и ее видеофильм "Русский музей", в котором современные люди и старинная живопись буквально взаимопроникают друг в друга.
Другая группа художников не забывает о том, что в России реалистическая картина была в известном смысле искусственно внедрена Петром I и долго функционировала как своего рода "современный стиль", как интеллектуальная задача, совсем недавно поставленная перед художником. Весь русский реализм XIX века - это "картины о картинах", и это особенно интересно и близко художникам концептуального круга - Илье Кабакову, Эрику Булатову, группе "Коллективные действия". Дмитрий Пригов предлагает проект концептуальной инсталляции "Третьяковская галерея", а Павел Пепперштейн делится своими "Снами о Третьяковской галерее".
Этот проект в некотором смысле продолжает кураторскую программу Екатерины Деготь по преодолению стереотипов восприятия и понимания истории искусства. В 2005 году в рамках фестиваля Европалия в бельгийском Льеже она подготовила выставку "Советский идеализм", призванную представить "неизвестный соцреализм" в подлинном, политическом, левом облике, а также факт его принадлежности к модернизму.
Рамки выставки расширяет 26 номер журнала WAM, где опубликованы дополнительные работы и беседы куратора с художниками. Кроме того, для массового зрителя весь месяц будут проводиться экскурсии "Русский реализм глазами сегодняшнего дня".