Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Москве открывается выставка технического антиквариата. Здесь принято показывать старинные автомобили, мотоциклы и велосипеды. В этом году публике представят средства передвижения первых лиц страны — от императора Николая II до президента Михаила Горбачева.
К шуму моторов прислушался корреспондент НТВ Евгений Гуцал.
Автомобили на выставке к 100-летию императорского гаража словно машины времени: мотоцикл для детей Николая II и лимузины для генеральных секретарей.
Один «ЗИЛ» может стоить теперь 10 миллионов рублей. Коллекционер Илья Сорокин разыскивает раритеты и с уверенностью заявляет, что у него на такие автомобили нюх.
Илья Сорокин, организатор выставки: «Запах старой кожи, дорогого дерева, может быть даже сигар, которые курил Уинстон Черчилль или трубки, которые курил Сталин — все это можно почувствовать в салонах этих автомобилей».
Дорогое сукно, мягкий пух в креслах и самое главное, машина вождя — это машина бронированная. Одни только стекла весят 200 килограммов. Историк Киреев знает, в чем дело.
Владимир Киреев, историк: «Открываются стекла домкратом».
Толщина стекол 75 миллиметров, внутри кондиционер. И это в 1954 году! Прикуриватели прямо в пепельнице, на дверях цепочки, чтобы снаружи было невозможно открыть дверь, в салоне — откидные сидения.
Владимир Киреев, историк: «По слухам, Сталин любил сидеть именно на откидном сиденье. Сзади себя сажал одного из гостей, Жукова или того, с кем ехал в машине, а спереди — начальника охраны Власенко. Шутили так: спереди будут стрелять — в вас попадут, сзади — в Жукова».
Некоторые экспонаты на выставке действительно успели побывать в перестрелках. С «ЗИЛом-111» произошла неприятная история. Он мчался в кортеже, встречающем экипажи космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5». Террорист Ильин решил, что здесь передвигается Брежнев. Но в салоне находились космонавты Терешкова, Леонов, Николаев и Береговой. Водитель был смертельно ранен, никто из пассажиров не пострадал.
Даже сегодня эти машины тщательно охраняются. Пусть они уже не средства передвижения, но зато роскошь, антиквариат не на службе у государства, а в качестве свидетелей российской истории.