Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Спектакль Берлинер-ансамбля по пьесе Бертольда Брехта «Карьера Артура Уи, которой могло не быть» откроет фестивальную программу «Золотой маски»
27 марта «Карьерой Артуро Уи» Берлинер-ансамбля (Berliner Ensamble, Der Aufhaltsame Aufstieg des Arturo Ui) с Мартином Вутке в главной роли откроется XIII театральный фестиваль «Золотая маска».
«Золотая Маска» остается российским национальным фестивалем, а спектакль Берлинер-ансамбля — подарок зрителям, рубрика «Легендарные спектакли ХХ века». Из-за границы прибудет два спектакля Нового Рижского театра — «Долгая жизнь» и «Соня» в режиссуре Алвиса Херманиса. «Долгая жизнь» — первый лауреат премии, названный критиками «лучшим зарубежным спектаклем на гастролях в России». Лауреатами премии «за честь и достоинство профессии» стали: легенда балетного театра Марина Тимофеевна Семенова и народный артист, работающий в единственной профессиональной труппе автономных округов России, в городе Кудымкаре Владимир Гуляев.
В номинации «за поддержку театрального искусства» отмечен губернатор Ростовской области Владимир Чуб. Все эти люди получат награды на торжественной церемонии закрытия фестиваля 14 апреля. До этого двум жюри — драматических и музыкальных театров — предстоит посмотреть 47 спектаклей. Могло быть больше. Но, во-первых, все музыкальные спектакли Мариинского и Большого театров жюри посмотрело заранее, а во-вторых, произошли непредвиденные события.
Следуя дурному примеру кинематографистов, Конфедерация театральных союзов настояла на праве первой ночи, и спектакль «Мария Стюарт» петербургского Большого Драматического Театра выбыл из конкурса «Маски» и будет показан только летом, на чеховском фестивале. Взял отвод для своей «Антигоны» Юрий Любимов — его можно понять, не по летам уже Мастеру участвовать в состязаниях, хотя спектакль очень хорош.
Снял с афиши «Маски» своего «Каменного гостя» Анатолий Васильев. Конфликт с московскими властями привел к тому, что Васильев отказывается руководить театром на продиктованных ему сверху условиях, живет во Франции и, стало быть, не сможет подготовить спектакль к конкурсному показу. Все это очень грустно, но жюри будет легче выбирать. На вопрос, становится ли легче организаторам проводить фестиваль, Мария Ревякина, директор «Золотой Маски» отвечает: «Все организационные вопросы, благодаря той команде, которая есть в "Маске", с моей точки зрения, решаются блестяще. Сложнее становится, безусловно, отбор спектаклей, особенно это касается драматических театров провинции. Отток режиссуры, невозможность найти не просто главного режиссера или художественного руководителя в провинциальный театр, а просто режиссера на постановку. И это становится величайшей проблемой».