Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Государственном Эрмитаже открылась выставка из двух картин. Представлены всего два полотна - варианты одной и той же картины великого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса "Статуя Цереры". На ней изображено изваяние эллинистической богини плодородия, которую Рубенс видел в собрании Боргезе в Риме.
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал выставку предназначенной для "гурманов". Она продлится до июня 2007 года.
Первый вариант, написанный в 1615 году, был приобретен в составе коллекции графа Кобенцля Екатериной II для Эрмитажа в 1768 году. Второй, относящийся к 1615-1617 годам, некогда находился в собрании Филиппи в Гамбурге, а сейчас принадлежит коллекционеру из Швейцарии Герману Байелеру.
В Эрмитаже отмечают, что "Статуя Цереры" относится к периоду так называемого "классицизма" в творчестве Рубенса, когда он нередко обращался к образам античного искусства. Об этом небольшом полотне искусствоведы говорят, что, "сделав центральным образом картины конкретный исторический памятник, Рубенс ищет в нем живую модель, наполняя статичную форму движением".
Картина имеет немало живописных и графических повторений. Но работа из собрания швейцарского коллекционера занимает в этом ряду особое место, поскольку исполнена Рубенсом собственноручно и считается скорее авторским вариантом, нежели ее повторением.
Посетители Эрмитажа смогут составить свое мнение об обоих полотнах. Им предстоит сравнить "эрмитажный" вариант, исполненный Рубенсом совместно с его другом Франсом Снейдерсом, и "швейцарского", уловить нюансы в фигурках путти (маленькие крылатые мальчики) или в гирляндах фруктов, одна из которых выполнена Снейдерсом, другая - самим Рубенсом.
Кроме того, посетители Эрмитажа смогут погрузиться в мир античных ароматов. В коллекции Эрмитажа немало античных памятников искусства, связанных с культурой ароматов - это курильницы для благовоний и флаконы для душистых веществ, созданные мастерами древней Греции, Этрурии и Рима. Некоторые из этих предметов - настоящие маленькие художественные шедевры.
Экспозиция "Аромат древности" в Арапском зале музея, посвященная культуре ароматов и благовоний древних Греции и Рима, продлится до 10 июня.