Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Всего на две недели в Третьяковскую галерею из Нью-Йорка привезли картину Василия Верещагина «Стена Соломона». Полотно относится к так называемой «Палестинской серии», с которой в России мало знакомы. В апреле этого года шедевр русского живописца будет выставлен на торги аукционного дома Christie’s.
Третьяковская галерея обладает крупнейшим в мире собранием работ Верещагина. В постоянную экспозицию рядом с другими картинами прославленного мастера «Стена Соломона» вписалась так, как будто всегда висела на этом месте. Разумеется, в галерее были бы счастливы, если бы смогли приобрести полотно, однако, это не реально. Ее стартовая цена — от 3 до 5 миллионов долларов. Торги состоятся в апреле, и после Третьяковки «Стену Соломона» еще успеют показать в Тель-Авиве.
Неутомимый странник, Верещагин был во всем мире известен как художник-ориенталист. В 1888 году в Нью-Йорке триумфально прошла его персональная выставка, по окончании которой вся «Палестинская серия» была распродана. «Стена Соломона» до последнего времени хранилась в Калифорнийском художественном музее. Для России это был неведомый шедевр, признается Лидия Иовлева, заместитель генерального директора Третьяковки, — даром, что небольшой эскиз к этой самой картине всегда висел в Верещагинском зале: «Мы знали о существовании этой серии, но где она и какова ее судьба, никто не знал. А этот этюд вот как-то застрял, попал. Может быть, он не был в Америке, может быть, оттуда какими-то путями вернулся, может быть, кто-то купил это. Совершенно невозможно проследить».
Этюд называется «Два еврея». Очень похожие фигуры — в центре картины «Стена Соломона». В ее подлинности Лидия Иовлева не сомневается: «Конечно, скажем, какой-то один процент из ста, может быть, были сомнения в подлинности, но всегда сомневаешься, пока не увидишь, трудно заранее утверждать точно. Поэтому когда ее открыли, тогда мы все собрались и посмотрели, и порадовались, что это действительно подлинная вещь. Верещагинский холст, нетронутый, подрамник старый, ну, чиненный немножко, но все старое, и холст в хорошей сохранности. Все тут очевидно».
Точно также для искусствоведов очевидны художественные достоинства картины. Среди старого собрания Третьяковки она ничуть не проигрывает: «Мы вот этого обстоятельства боялись очень, потому что, что греха таить, Балканская серия — это вершина. Но когда мы открыли, мы обнаружили, что вещь очень хорошо сделана. Там превосходно написана стена, даже по-современному как бы. Но это не современная, а более чем столетней давности картина», — говорит Лидия Иовлева.
«Стена Соломона» будет экспонироваться в Москве до 16 марта.