Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В относительных величинах, самого большого успеха у «Оскара» добились не «Отступники» (The Departed) маститого Мартина Скорсезе, а лента-сюрприз. Это, конечно, очаровавшая зрителей «Маленькая мисс Радость» (Little Miss Sunshine). Два Оскара, доставшиеся сценаристу и актеру второго плана — хороший урожай для небогатого фильма с симпатичным характером и ядовитым юмором.
О фильме «Маленькая мисс Радость» я беседую с кинокритиком Андреем Загданским.
— Оскаровский сезон не полон без маленького фильма-сюрприза. Мне вспоминаются, в последние годы, такие картины, которые произвели фурор именно благодаря своей камерности. Это недавний фильм «На обочине», который сделал красное вино самым популярным напитком в Америке. Мне кажется, в этом году тоже есть такой фильм, и о нем мы сегодня поговорим.
— Не просто красное вино, а красное вино Pinot Noir. Итак, «Маленькая мисс Радость». Фильм во всех смыслах очень интересный. Начнем с того, что режиссеры — муж и жена. И это их первая игровая картина. Хотя они совершенно не в юном возрасте, у них трое детей. Им, по-моему, под 50 лет. Это Джонатан Дейтон и Валери Ферис (Jonathan Dayton and Valerie Faris). Они многие годы работали в рекламном бизнесе, делали рекламные фильмы, они владеют известной компанией по производству рекламных фильмов. «Маленькая мисс Радость» — картина, которая эксплуатирует ту самую знаменитую американскую мечту, о которой сделано так много и фильмов и так много пародий. В данном случае, все персонажи нашего фильма — неудачники. Каждый представляет собой разную фазу крушения американской мечты. Эпицентр этого крушения — маленькая девочка, которую зовут Олив, что уже очень смешно — «Оливка» — какой-то меленький, кругленький, толстенький…
— На кого она и похожа. Восьмилетняя девочка, толстенькая и симпатичная.
— В очках, с животиком. Которая, якобы, получила приглашение принять участие в конкурсе красоты маленьких девочек. Об этом конкурсе мы поговорим отдельно, потому что это кульминация фильма. И вот вся компания — папа, мама, брат-подросток, который принял обет молчания, и самый главный персонаж дедушка — вся эта компания разных странных людей отправляется на поломанном автомобиле через пол-Америки из штата Нью-Мексико в Калифорнию на этот конкурс.
— Вы, конечно, забыли упомянуть интеллектуала — непременную комическую фигуру американского кино, несчастного специалиста по Прусту, который пытался покончить с собой из-за несчастной гомосексуальной любви. Весь набор штампов присутствует.
— Безусловно, здесь присутствует весь набор штампов, есть несчастный интеллектуал, есть подросток, который так ненавидит весь мир и свою семью, что молчит, есть девочка, которая претендует на конкурс красоты и которая явно не имеет никаких шансов получить награду на этом конкурсе, и дедушка, который похож на персонажа из какого-то еврейского комического фильма, потому что дедушка взрывается и говорит какими-то неожиданными фразами, разрывая полностью канву любой беседы, которая как-то шла в этой семье.
— Конечно, это грязный старикашка, который все время говорит о сексе и наркотиках.
— Он говорит внуку своему: «Внучок, ты должен иметь как можно больше женщин в своей жизни. Никого не слушай. Никакой миф об одной женщине. Как можно больше!». В зале — восторг. И вся эта история развивается достаточно смешно и бодро, и приходит к кульминационному эпизоду конкурса красоты. Эпизод достаточно любопытен и сам по себе, но особенно он интересен, если люди имеют представление об этой совершенно уродливой форме развлечения для сумасшедших родителей, которые тащат своих маленьких девочек на эти конкурсы красоты. Девочки 7-8 лет, они еще явно допубертатного возраста. Их гримируют, они похожи на карликов, на маленьких лилипутиков, и они, в силу врожденного качества, очень быстро адаптируют мимику, поведение и ужимки взрослых людей.
— Надо сказать, что это отнюдь не смешная сцена. Просто пугающая. Потому что они действительно похожи на карлиц в вызывающих нарядах. Какая-то ненормальная сексуальность есть в этом, такая радость педофила. И, самое печальное, что это естественная и органичная для американского культа всех этих соревнований процедура. В этом есть злобная и очень острая пародия.
— Помните, десять лет назад было знаменитое дело, когда одна из девочек, победительница на таком конкурсе, была убита, погибла в своем собственном доме. И это как-то всколыхнуло людей, заговорили об этих конкурсах, стали писать, что все это чудовищно. Я никогда их не видел. Но то, что мы видим в фильме, вызывает однозначно негативную реакцию.
— И, тем не менее, фильм, все-таки, достаточно солнечный, потому что все эти неудачники вызывают нашу симпатию.
— Они милые, симпатичные люди, они смешные, они делают совершенно нелепые вещи. Дедушка сделал самую нелепую вещь в этом фильме — он умер. И от того, что он умер, он составляет самую большую проблему. Как дальше ехать, когда дедушка умер? Нужно как-то с ним решить. Его нужно либо похоронить, либо спрятать в машине и продолжать ехать дальше. Это нагромождение абсурдистского юмора делает фильм очень смешным и отнюдь не бессодержательным, как часто бывает, когда мы имеем дело с такими абсурдистскими историями. Это картина о неудачниках и картина о том, что люди, столкнувшиеся с главной неудачей — этим конкурсом, на котором оказывается девочка, — собираются, осознают себя заново, как семья, и жизнь приобретает новый смысл.
— Я бы сказал, что эта картина не об этом. Это картина о страхе быть неудачником. Потому что нет ничего более страшного в Америке, чем почувствовать себя проигравшим. И вот этот культ победителя является объектом пародии.
— Вы знаете, что интересно. Еще до «Оскара», когда эта картина получила очень много разных наград, фильм получил одну из самых престижных наград Гильдии американских киноактеров. Он получил награду за лучший ансамбль. Что, по понятиям Гильдии, — награда за лучший фильм. Таким образом, Гильдия киноактеров говорит, что все актеры, которые заняты в этой картине, работают вместе, как репертуарный татар, они вместе дают возможность вдруг другу подняться на вершины собственного мастерства.