Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Липецке открылась выставка картин майора милиции. Правда, примечательна она не этим, а материалом, из которого сделаны полотна. Художник использует крылья бабочек. Понимают такую красоту, однако, не все. Наряду с похвалой в книге отзывов находятся и упреки. Автор объясняет: убивать насекомых ради искусства не приходится.
Корреспондент НТВ Ольга Чернова осмотрела экспонаты.
Работа над картиной занимает от недели до нескольких месяцев. Художник тщательно подбирает оттенки, но в этой творческой мастерской сразу две особенности: художник — майор милиции, а его краски — крылышки бабочек.
Вадим Зарицкий, художник, энтомолог: «Текстура просто сумасшедшая. Никакая кисть это не отобразит».
Вадим Зарицкий никогда не учился рисовать, просто в свободное от службы время охотился за бабочками. Первого своего махаона поймал, будучи моряком 20 лет назад на острове Русский. Сейчас в коллекции милиционера более 2 тысяч бабочек со всего света. Зарицкий увидел в фрагменте крыла уникальный мазок природы и понял — бабочками можно рисовать.
Вадим Зарицкий, художник, энтомолог: «Годы шли, они лежали, их ели вредители, моль. Сердце кровью обливалось, и потом я подумал, ну, а почему бы нет?»
Высушенные поврежденные крылышки бабочек стали лепестками цветов, улыбкой девочки, небом, ночным городом. Посетители выставки говорят — впервые видим такой теплый зимний пейзаж. Сугробы и снеговик выполнены из белоснежных бабочек-капустниц.
Посетительница выставки: «Картины просто необыкновенные, такие душевные, такие чистые, открытые».
Посетительница выставки: «Жалко бабочек, то что их убивают, но ради таких картин, мне кажется, можно ими пожертвовать».
Необычные пейзажи и натюрморты, портреты не оставляют равнодушными никого. 6-летний Миша в книге отзывов написал кратко: красота. Среди нескольких десятков восхищений крылатыми произведениями есть и такие: живодеры, запретить, позор людям! Вадим Зарицкий убеждает посетителей: ради создания картин умышленно убивать бабочек не надо.
Вадим Зарицкий, художник, энтомолог: «Вы знаете, сколько я собрал бабочек, ходя по дорогам вдоль магистрали? Когда ездил в экспедиции. Сколько бабочек можно вытряхнуть из одного плафона дневного освещения?»
Одну картину Зарицкий посвятил памяти Врубеля. Знаменитый Демон сложен из полторы тысячи крыльев азиатских, африканских и южно-американских бабочек. Липецкие искусствоведы говорят — таких художников в России больше нет.
Век бабочек не долог, но липецкий милиционер хочет доказать: разноцветные крылышки могут ожить в других образах и на десятки лет.