Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
«Льву Рубинштейну есть, чем гордиться». Поэт-новатор отметил юбилей
21.02.2007
19 февраля московский поэт и эссеист Лев Рубинштейн отметил свое 60-летие. Лев Рубинштейн — один из самых известных современных российских литераторов, поэт-концептуалист, создатель жанра «поэзия на карточках». Получил филологическое образование, много лет работал в библиотеке, затем — обозреватель журналов «Итоги» и «Еженедельного журнала», колумнист Интернет-сайтов «Стенгазета» и «Грани». Первая книга стихов — «Маленькая ночная серенада. Мама мыла раму. Появление героя» вышла в 1992 году. Среди других книг — «Все дальше и больше», «Вопросы литературы», «Погоня за шляпой».
О Льве Рубинштейне говорит поэт Тимур Кибиров: «Ему удалось то, что, казалось, уже в конце прошлого столетия немыслимым — ему удалость стать действительно новатором, то есть изобрести принципиально новую, при этом вполне убедительную, я бы сказал, блистательную методу построения поэтического текста. Мне кажется, выше этого звания, такого настоящего новатора в литературе практически ничего не существует, поэтому Льву Семеновичу есть, чем гордиться.
Наверное, если бы я был менее горячий поклонник его поэтических текстов, я бы, наверное, относился с большим восторгом к его эссеистике. А так я с удовольствием ее читаю, но все-таки для меня словосочетание "Лев Семенович Рубинштейн" связано в первую очередь с его поэтическими текстами. В последнюю очередь такого рода тексты можно назвать «обнаженным нервом эпохи», это все-таки, скорее, авторы типа Высоцкого достойны таких наименований… В итоге, что делает поэт? Почему некоторые поэты считаются великими? Великими считаются и входят в историю поэзии, которые что-то изменяют в самом строе поэзии. То, что всякий вменяемый автор после знакомства с классическими текстами Льва Рубинштейна вынужден что-то менять и как-то иначе строить свои тексты, для меня является аксиомой, как в свое время после Пастернака нельзя было продолжать делать вид, что его не было. Даже те люди, которые совершенно отрицали Пастернака, они вынуждены были как-то видоизменяться под действием его поэзии. В некотором смысле это относится и к Льву Семеновичу Рубинштейну, это я могу просто на своем скромном примере подтвердить, потому что для меня знакомство с его текстами было чрезвычайно важным».