Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Народный артист СССР Владимир Васильев вновь возглавил жюри молодого международного фестиваля "Танцевальный Олимп", проходящего в Берлине. Четвертый Международный хореографический фестиваль-конкурс для детей и юношества ежегодно проводится в германской столице под девизом "Танец - язык мира".
В этот раз в германскую столицу Владимир Васильев прилетел из США, где ему торжественно вручили почетную докторскую степень университета Кентукки, что является всего лишь еще одной песчинкой в море наград, призов и почетных дипломов знаменитого артиста. Не успев отдохнуть с дороги, Владимир Васильев окунулся в бурную жизнь танцевальных конкурсов.
Более 700 участников из 30 стран мира поразили именитых членов жюри, по словам Васильева, разнообразием своих программ и высоким уровнем подготовки. Особенно знаменательным успехом конкурса он назвал выступления танцовщиков из Южной Кореи.
Владимир Васильев признался, что рад такому пестрому составу конкурсантов и, как это ни странно, небольшому числу российских танцовщиков. "Каждый конкурс должен давать стимул всем странам участвовать и побеждать", - пояснил Васильев. Однако "русский дух", по его словам, на фестивале присутствовал в полной мере, ведь многих конкурсантов, в том числе поразивших жюри корейских ребят, обучали российские хореографы.
Это еще раз, как отметил Васильев, продемонстрировало главное отличие русской балетной школы. В ней хорошо ставят все - и классический танец, и современный, и фольклорный, и джаз, и модерн.
Кстати, еще один интересный момент смотра танцевальных талантов - 80 процентов членов международного жюри, состоящего из преподавателей и директоров самых престижных хореографических училищ мира, понимает русский язык, как в вокальных конкурсах большинство понимает итальянский.
Конкурсанты соревновались в разных номинациях: классический танец/неоклассика, современный танец/модерн, народно-характерный танец, эстрадный танец/джаз-танец, а также в разных категориях - профессионалов и непрофессионалов. Более всего в нынешнем фестивале Владимира Васильева поразил значительный рост профессионализма у непрофессиональных танцовщиков. По его словам, это заслуга не только самих конкурсантов, но и, прежде всего, их педагогов.
Фестиваль, не получающий практически никакой государственной финансовой поддержки, фактически существует на средства участников.
"Расширение и развитие первого в своем роде международного фестиваля танца, дающего шанс талантливым ребятам вытянуть счастливый билет и одновременно популяризующего хореографическое искусство, а также прививающего эстетический вкус его зрителям, во многом зависит от поддержки спонсоров и меценатов, но прежде всего государств, России, Германии и других стран, любящих и ценящих хореографическое искусство", - считает один из самых блестящих танцовщиков прошлого столетия и бескорыстный первооткрыватель новых балетных талантов века нового.