Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Кшиштоф Пендерецкий напишет музыку для церемонии открытия Олимпиады в Пекине
16.02.2007
Кшиштоф Пендерецкий — выдающийся польский композитор, известный за рубежом больше, чем на родине
Польский композитор Кшиштоф Пендерецкий (Krzysztof Penderecki) по просьбе Организационного комитеталетних Олимпийских игр 2008-го года в Пекине и Польского Олимпийского комитета напишет музыку для торжественной церемонии открытия Олимпиады.
Кшиштофу Пендерецкому 73 года, он родился в городке Дебица, музыкальное образование получил в Кракове. Известность получил в 1960 году после премьеры сочинения под названием «Плач по жертвам Хиросимы». Автор множества концертов, хоральных и симфонических произведений, среди которых — «Полиморфия», «Страсти по Луке», «Магнификат», а также четырех опер, в том числе «Потерянный рай» и «Черная маска». Пишет музыку для кино, преподает (в 1980-е годы возглавлял Краковскую музыкальную академию), дирижирует симфоническими оркестрами, сейчас возглавляет оркестр Северонемецкого радио в Гамбурге. Лауреат множества профессиональных премий. Автор книги «Лабиринт времени. Пять лекций в конце истории» и пьесы «Семь врат иерусалимских».
О Кшиштофе Пендерецком говорит корреспондент Радио Свобода в Варшаве Алексей Дзиковицкий: «"Кшиштоф Пендерецкий — выдающийся польский композитор и один из наиболее известных в мире современных композиторов": это наиболее распространенная формулировка, которую можно встретить в публикациях и высказываниях о Пендерецком. Музыковеды скажут больше: начнут перечислять произведения маэстро, рассказывать о его новаторском подходе, о том, что композитор поначалу не был понят современниками, затем о его успехах, признании и, в конце концов, о всемирной славе.
Как это ни странно, на родине о Кшиштофе Пендерецком говорят не так часто — композитор редко появляется на публике, предпочитая заниматься тем, что получается у него лучше всего — писать музыку, поддерживать своим именем авторитет нескольких музыкальных фестивалей, а также посвящать больше времени своему детищу — Краковской музыкальной академии, в которой смогут учиться молодые способные композиторы, которые иначе не имели бы средств на обучение.
Не так много говорят в Польше и об Олимпийских играх — в последние годы поляки не могут похвастаться значительными спортивными достижениями во время Олимпиад. Возможно именно теперь ситуация изменится — честь написать музыку для церемонии открытия олимпийских игр выпала поляку впервые в истории. На то, чтобы стать столицей Олимпиады, польские города не претендуют. Даже если в Пекине у сборной Польши снова не будет громких успехов, а значит — не будет оснований для радости у польских болельщиков, можно будет гордиться по крайней мере Кшиштофом Пендерецким. Не так давно, власти Кракова решали, кто напишет кантату для одного из важнейших событий нынешнего года — празднования 750-летия со времени основания города. Среди авторов, кандидатура которых рассматривалась, был и Пендерецкий — представитель так называемой краковской школы композиторов. Однако в конце концов, несмотря на протесты краковской интеллигенции, Кшиштоф Пендерецкий на эту роль выбран не был. В принципе это и неудивительно: Пендерецкого, как кажется, всегда ценили больше за границей, чем на родине».