Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Центре современного искусства М'АРС стартует II Международный молодежный проект "Адаптация".
Ежегодный молодежный проект "М'АРСово Поле" осуществляется с 2005 года региональной общественной организацией Объединение М'АРС. Проект направлен на поиск и поддержку молодых талантливых современных художников и кураторов в России, а также включение лучших из них в общероссийский и мировой художественный контекст.
Кураторы проекта гарантируют проведение персональных выставок авторов-участников проекта в России и за рубежом, репрезентацию художников на различных российских и зарубежных фестивалях и форумах. Проект предусматривает и просветительскую функцию, он направлен на освоение молодыми художниками языка современного искусства.
"Проблема адаптации имеет две очень важные составляющие. Первое – это трудности и проблемы отдельной личности. И вторая составляющая – это социальная. Что делать власти, обществу, когда большая часть его населения пребывает в тотальной депрессии? Какие последствия – социальные, национальные, экономические, культурные и прочее – возникают при этом для страны?", - вопрошают авторы проекта.
В обществе преобладают пессимистические настроения, происходит переоценка ценностей развития общества, выражающаяся в утрате доверия государству, правительству, социальным институтам, в отказе от стремления к социальному успеху и в выдвижении на первый план сферы межличностных отношений.
С другой стороны характерным симптомом является как раз неспособность основной массы населения к установлению близких отношений и вытекающее отсюда чувство одиночества. Отсюда и появляются очень глубокие и трудно разрешимые в жизни отдельного человека вопросы "Кто я?", "Кто мы?", "Что есть наша страна?", "Что в моих силах, а что нет?" и т.д.
Адаптация представляет собой сложный социально-биологический процесс, в котором человек не только сам приспосабливается к новой обстановке, но и приспосабливает эту обстановку к своим нуждам и потребностям.