Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Минобразованию Латвии предложена концепция курса \"Основы русской культуры\"
15.02.2007
13 февраля Министерству образования и науки Латвии была направлена концепция курса "Основы русской культуры" для основных и средних школ, подготовленная докторами педагогики, депутатами Сейма Яковом Плинером и Валерием Бухваловым. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, сегодня, 14 февраля, председатель парламентской фракции объединения "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) Яков Плинер и член фракции Валерий Бухвалов провели по этому поводу пресс-конференцию, на которой подчеркнули, что обратились в министерство как частные лица - эксперты образования и учёные.
По словам Бухвалова, проект концепции подготовлен в соответствии со вторым пунктом ст. 41 Закона об образовании, где сказано, что программы образования для нацменьшинств дополнительно включают необходимое содержание соответствующей этнической культуры и интеграции в латвийское общество. Осенью прошлого года Бухвалов и Плинер направили депутатский запрос в Министерство образования, в котором, в том числе просили проинформировать, есть ли такая концепция, и если её нет, то когда планируют её разработать?
"По полученному ответу мы поняли, что, во-первых, такой концепции нет, а, во-вторых, никто не собирается заниматься её разработкой, - пояснил Бухвалов. - Тогда как принятие такой концепции - это обязывающий шаг, прежде всего для самого министерства. (...) Сегодня политика в сфере образования нацменьшинств такова: никто вам нацменьшинствам не запрещает сохранять свою культуру, но мы - государство в лице Министерства образования - в этом не участвуем. Эта политика приводит к тому, что в наших школах ситуация с русской культурой обстоит крайне уныло и однообразно и все или большинство мероприятий сводится к традиционному букету: рождество, масленица, пасха. Что тоже хорошо, но это далеко не вся русская культура. Мы хотим эту тенденцию преодолеть настолько, насколько мы это можем сделать".
По словам организаторов пресс-конференции, основу проекта их концепции составили материалы изданной в прошлом году брошюры "Основы русской культуры", подготовленной по итогам конкурса учебных факультативных программ для русских школ, который провёл Совет по образованию и культуре ЗаПЧЕЛ. Внимание журналистов также обратили на ситуацию, сложившуюся с внедрением в Латвии реформы образования по переводу школ национальных меньшинств в основном на латышский язык обучения. "Качество знаний катастрофически снижается, - подчеркнул Плинер, - многократно увеличивается второгодничество, велик отсев учащихся из школ и тысячи детей школьного возраста не сидят за школьной партой". Как эксперты Плинер и Бухвалов настаивают, что такая реформа образования научно не обоснована и наносит вред учащимся, на что они ещё раз решили заострить внимание общественности через СМИ.