Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Коллекция православных икон как часть национального достояния Испании
14.02.2007
Недалеко от столицы Испании, в поселке Торрехон-де-Ардос, уже многие годы существует Музей православных икон (Museo de los Iconos). В нем представлена частная коллекция, собранная иммигрантом из России Сергеем Оцупом (Сергей Авдеевич Оцуп, 1889—1976).
В музее, основанном испанским предпринимателем Рафаэлем Ониева специально для демонстрации коллекции Оцупа, около двух тысяч икон разных эпох. Здесь есть древние иконы, например, византийские, написанные в X веке, и иконы конца XIX-го—начала XX-го столетия. Собиратель коллекции Сергей Оцуп умер в 1976 году, незадолго до смерти продав свои приобретения испанскому предпринимателю, а тот поместил их в специально построенный для этой цели музей.
Изучением истории коллекции Оцупа долгое время занимается работающий в Мадриде знаток старины Юрий Прядко, опубликовавший на эту тему ряд статей в местной русскоязычной прессе: «Одна из самых интересных икон — это икона Божьей Матери Постоянной Помощи. Эта икона была подарена царем Иваном Третьим Папе Иннокентию. Там не только русские иконы — там иконы греческие, болгарские, XV, XVI, XVIII век. В основном XVIII. Коллекция впечатляет, ведь это одна из самых больших личных коллекций», — говорит Юрий Прядко.
Интересна как судьба каждой православной иконы, попавшей в музей под Мадридом, так и судьба человека, по воле которого здесь эти иконы оказались. Сергей Оцуп происходит из древнего рода сефардов, то есть евреев, которые жили в Испании примерно со II-го века нашей эры до конца XV-го столетия, когда им пришлось покинуть Иберийский полуостров, поскольку местные короли вознамерились обратить их в католицизм. Род Оцупов, покинув Испанию, переселился в Голландию. А оттуда, еще через два столетия, Оцупы переехали в Россию — в числе многих голландских корабельных мастеров, приглашенных в Московию царем Петром Алексеевичем.
Сергей Оцуп родился в 1886 году в Царском Селе. Получил военное образование и участвовал в Первой мировой войне. После революции эмигрировал в Германию, где работал в кинобизнесе, а после прихода к власти Гитлера — в Испанию, на родину предков. Первую икону для своей коллекции — Иверской Божьей Матери — Сергей приобрел в России, когда ему было 20 лет. Последнюю, незадолго до смерти — у испанца, ветерана воевавшей на стороне нацистской Германии на Волховском фронте испанской добровольческой «Голубой дивизии».
«Фактически Сергей Оцуп посвятил этому всю жизнь. Он начал собирать с раннего возраста и до 20 лет, когда он выехал, он вывез ту коллекцию, которая у него уже была. Уже находясь в эмиграции, проехав Финляндию, Швецию и Германию... В Германии он находился долгое время. Он добился там многого. Видимо, у него было там больше возможностей приобрести иконы, в частности, у русских иммигрантов. Я думаю, одни из последних приобретений, которые сделал Сергей Оцуп, — это иконы, купленные у солдат "Голубой дивизии"», — говорит Юрий Прядко.
Коллекция Оцупа была показана на нескольких крупных выставках, в том числе международных. Так, в 1965 году она демонстрировалась в Мадриде во дворце «Касон дель Буэн Ретиро» (Casón del Buen Retiro), где ее осмотрели сотни тысяч человек, в том числе будущий глава государства — нынешний король Испании Хуан Карлос.
Испанцы считают коллекцию Оцупа частью своего культурного достояния, поэтому ее владелец в свое время был награжден именно за вклад в испанскую культуру. Он получил Крест Изабеллы Католической и Золотую медаль Министерства информации: «Оцуп человек талантливый. Это бесспорно. Незаурядный. Он был хорошим коммерсантом… Судя по всему, его семья была издревле обласкана царской семьей: у него были монархические взгляды… Но он был все-таки более светский человек, уважающий православные традиции и находящийся в постоянном общении с русскими людьми здесь, в Испании. Да, это был человек неординарный. Это очевидно…»
Завершая разговор о Сергее Оцупе и его коллекции, нельзя не вспомнить и о самых известных в России людях с этой же фамилией. Речь идет о трех двоюродных братьях Сергея — Александре, Иосифе и Петре, которые в первой четверти XX-го столетия были знаменитыми фотографами. Именно им принадлежит огромное количество фотографий и портретов самых известных людей России той эпохи — начиная от императора Николая II и кончая лидерами большевистской революции.