Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
День всех влюбленных, как и многие другие европейские праздники, активно отмечается жителями мусульманской Турции. Традиция праздновать День святого Валентина появились здесь лет двадцать назад. Праздник получил всеобщее признание как «Севгили гюну», то есть «День влюбленных», и в яркой коммерческой упаковке выплеснулся на турецкие улицы. О христианском «бэкграунде» праздника напоминают розовощекие ангелочки со стрелами, в изобилии украшающие прилавки местных магазинов. Багдадский проспект в Стамбуле, где находятся самые шикарные магазины, в канун Дня святого Валентина превращается в настоящий подарочный рай.
Тридцатилетняя служащая Нилай выбирает подарок мужу: «День влюбленных в Турции окрашен в красный цвет. Красные торты в магазинах. Красное белье, подушки, красная посуда, шторы. Все дарят друг другу красное. Хочу купить красный сундучок, в котором будет маленький брелок красного цвета с признанием в любви. По-моему, неплохо?»
Обилие красного цвета в женской одежде в витринах магазинов вызывает явное неодобрение верующих мужчин, которые гораздо охотнее дарят женщинам золотые украшения. Золотые базары «Куюмджу» накануне Дня святого Валентина делают половину годовой выручки. Классическая сцена: вместе с оравой детей женатый турок часами ожидает свою «ханым» - жену, примеряющую золотые побрякушки. Затем, со восклицаниями «джаным!» («дорогая!») или «хаятым!» («жизнь моя!»), преподносит дражайшей половине подарок, безропотно оплачивая счет, явно превышающий его месячную зарплату.
В день праздника своих жен и подруг турки буквально осыпают «золотым дождем». Турецкое золото - довольно низкого качества, зато стоит дешево. Молоденьким незамужним девушкам обычно дарят небольшое колечко с сердечком, турчанки постарше предпочитают более «надежный» презент: монеты с профилем Ататюрка - в случае финансовых затруднений их можно легко конвертировать в любую валюту.
Сорокалетний Ахмет выбирает золотое колье для своей возлюбленной: «Девушка, получившая в подарок золотое колье в День влюбленных, может смело готовится к «нишану» - помолвке. Такой подарок - символ верности и серьезных намерений. Думаю, моя любимая будет довольна. Я приду к ней в дом, будем пить чай, разговаривать с родителями, потом преподнесу ей подарок. Ужасно волнуюсь!…»
Символ влюбленных турок и турчанок, турецкая «валентинка» - это цветок граната. Розовое соцветие украшает подарочные чаши, вазы, трикотажные изделия, а также лацканы влюбленных. А укрепляющий мужские силы сок плодов граната в качестве сильнейшего афродизиака предлагают в каждой турецкой кофейне.
Авиакомпания Turkish Airlines в качестве праздничного подарка в этот день предлагает влюбленным каждый второй билет в любую точку Европы бесплатно! А популярное телешоу «Миллион на двоих» разыгрывает суперприз: поездку в Анталию для влюбленной пары. Около шестидесяти процентов жителей Турции не могут позволить себе летний отдых в местных отелях - знаменитый во всем мире курорт рассчитан в основном на более обеспеченных европейских и российских туристов.
Говорит выигравшая поездку двадцатилетняя Айше: «Это настоящее счастье! Я всегда буду помнить этот день! Мой муж работает в автосервисе, получает около шестисот долларов в месяц. Мы никогда даже и не мечтали об отдыхе в дорогом отеле! Для нас это будут незабываемые дни, единственный шанс хоть когда-нибудь вырваться к морю…»
«Кто не плакал, тот не знает силы страданий, и не знает силы любви!» Цитата из турецкого философа Мевляны разлетается тысячами любовных SMS -сообщений… Слезы для турок - неотъемлемый элемент личной жизни. Плачут, встречая возлюбленных, вспоминая старых подруг, покидая любимых женщин. Центральная газета Hurriyet в канун Дня влюбленных публикует истории, каждая из которых по накалу страстей может поспорить с трагедиями Шекспира.
По словам журналиста Айше Гюнеш, из-за несчастливой любви молодые турки совершают самые безумные поступки: «Пресловутая чувственность делает турок страшно уязвимыми! Босфорский мост стал местом настоящих шекспировских страстей - неудачливые турецкие Ромео то и дело кидаются оттуда в воду и погибают! Каждое событие детально смакуют местные СМИ. В прошлом году, из-за того, что родители с той или другой стороны не дали детям согласия на брак, 23 молодых человека в возрасте от 18 до 20 лет покончили с собой...»
В турецких городах действует особая «полиция нравов», стоящая на страже общественной морали. Обычно увидеть на улицах обнявшуюся и целующуюся парочку просто невозможно. Однако в День святого Валентина турецкие влюбленные от избытка чувств забывают об осторожности…