Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Царскосельская карусель» выставлена в Историческом музее
12.02.2007
Раз в месяц в Государственный Исторический музей в рамках проекта «Живая экспозиция» из Царского села привозят по одному значимому экспонату, который выставляют среди современных ему предметов из московского собрания. Очередной гость музея на Красной площади — большое полотно Ораса Верне под названием «Царскосельская карусель».
Всем известно, что карусель — это аттракцион с вращающимися по кругу сиденьями, однако, изначально каруселями назывались особые виды конных состязаний, пришедшие на смену рыцарским турнирам. В каруселях все двигались по кругу и на скаку выполняли различные упражнения. Любопытно, что карусели с деревянными лошадками возникли как забава для простонародья параллельно придворным каруселям.
Картина француза Ораса Верне воспроизводит реальное событие — Царскосельскую карусель, в которой участвовала почти вся семья Николая I. Кавалеры были одеты в подлинные старинные доспехи из личной коллекции императора. Для дам сшили роскошные наряды, стилизованные под средневековые.
Строго говоря, Орас Верне написал парадный групповой портрет, причем, возвышенно-романтический. Нарядную картину, говорит старший научный сотрудник ГИМ Наталия Каргаполова, заказчики очень любили: «Она так и находилась в Царском селе, радуя глаз императорского семейства, гостей Царского села. Затем, естественно, эвакуация в военные годы и благополучное возвращение в родные стены. Она занимает сейчас почетное место в Александровском дворце Царского села. Вы видите, она в прекрасном состоянии, свежесть красок. На самом деле картина просто праздничное действие оказывает, это одна из причин, по которой мы и выбрали именно ее для эпохи Николая I».
— Известно ли, когда в России прекратилась традиция каруселей?
— Совершенно точно известно — 1859 год. Это тот день, когда Александр II, который у нас был на картине еще наследником престола, став императором, решил порадовать свою мать, вдовствующую императрицу Александру Федоровну, и устроил под окнами ее апартаментов в Александровском дворце такое замечательное действо, как рыцарскую карусель. И с этим эпоха рыцарства, рыцарских каруселей в России закончена. Я думаю, что объяснение в нашем самосознании, поскольку затем последовали реформы, время не до почитания рыцарских традиций, рыцарских идеалов.
Да и пышные, дорогостоящие ритуалы, утверждает Наталия Каргаполова, в эпоху александровских реформ уже стали казаться неуместными.