Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Объявлен короткий список премии «Большая книга». Среди лепнины и зеркал здания ГУМа, с видом на зубцы Кремлёвской стены - названы пятнадцать «больших» книг и четырнадцать их авторов.
Во всякой литературной премии - самое интересное и показательное именно короткий список. В длинных списках номинированных текстов слишком велик разброс, а на финишной прямой включается такой фактор, как подбор жюри, личные качества выборщиков. В этот короткий список дважды с книгами «Все поправимо» и «Московские сказки» вошёл Александр Кабаков. Туда попали вполне ожидаемые «Венерин Волос» Михаила Шишкина» и «Золото бунта» Алексея Иванова, по-настоящему «большая книга» - огромный по размерам двухтомник Максима Кантора «Учебник рисования», не меньшей толщины биография Пастернака от Дмитрия Быкова, «Быть Босхом» Анатолия Королёва, книга Людмилы Улицкой «Люди нашего царя» и «Аниматор» Андрея Волоса.
Это ожидаемые гости списка. Но есть и неочевидные персонажи.
Провокативный роман Марины Палей «Клеменс», с чётким гомосексуальным посылом, фантастический роман Далии Трускиновский «Шайтан-звезда» - восточные орнаменты, воспетые ещё Ильфом и Петровым, «2017» Ольги Славниковой и попытка русского «Улисса», не вполне, кажется удачная - «Эдип царь» Юрия Волкова. Ну, и рукопись Александра Иличевского «Ай-Петри».
Особняком стоят мемуары Наума Коржавина - «В соблазнах кровавой эпохи». Это вполне неистовый и пристрастный текст, который сразу заставляет вспомнить эпизод довлатовского описания - как ругается персонаж, похожий на Коржавина и как он просит прощения.
Теперь академия «Большой книги», в которую входит около сотни членов, полгода будут читать пятнадцать книг и в середине ноября вынесут свой вердикт.
Это самое интересное - хозяина трёх миллионов рублей первой премии, второй премии в полтора миллиона рублей, и третьей в миллион определит Академия премии, в составе которой люди совершенно разнообразные. То есть, не совсем народ, но - «Лучшие люди города!».
Дело в том, что для нивелировки частных пристрастий в жюри попали не только издатели Алексей Гордин, Александр Житинский, Александр Иванов, Дмитрий Ицкович, Илья Кормильцев, Алексей Костанян, Иван Лимбах, Михаил Маркоткин, Вадим Назаров, Олег Новиков, главные редактора «толстых» литературных журналов Ирина Барметова, Андрей Василевский, Алексей Михеев, Сергей Чупринин и другие, не только руководители СМИ, но и такие знаковые персонажи бизнеса, как Петр Авен, Виктор Вексельберг, и Альфред Кох, а так же советник президента России Юрий Лаптев, руководитель департамента аппарата правительства Денис Молчанов, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
Совокупное мнение этого множества людей станет известно только через полгода. Но срез современной литературы в виде короткого списка мы уже имеем.
По сути, этот список уже есть руководство для частного человека, для обыкновенного читателя. Потому как всякая литературная премия не только способ обогатить какого-то писателя, но и рекомендовать обществу книги.
Кого предпочтёт жюри - для самого литературного процесса важно уже во вторую очередь. Выбор оправдан и в случае предпочтения «академиками» Дмитрия Быкова с его фактически романом о Пастернаке, в котором больше самого Быкова и современности, чем Пастернака и ХХ века, стремительно входящую в оборот общественного внимания фантастику в лице Далии Трускиновской, мемуаров Коржавина с их фактурой ушедшей эпохи…
Но всё-таки два автора стоят несколько особняком. Традиционно «премиальный» Михаил Шишкин со своим последним романом - заведомое чтение для интеллектуалов, и так же традиционно обходимый всеми премиями Алексей Иванов - с текстами вполне доступными массовому читателю, но парадоксальными и занимательными. Если шишкинский роман - сложная конструкция, похожая на многоголосное пение, состоящее из тысяч цитат, построенная на игре в разные литературные стили, роман очень русский, но и одновременно существующий в русле мировой литературы, то «Золото бунта» Иванова - уж точно роман именно о России и для российского читателя. Эти две книги можно было бы считать фаворитами.
Но до ноября далеко, а голосование «академической сотни» непредсказуемо. Поживём - увидим.