Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Определился победитель в конкурсе проектов памятника Мандельштаму
29.01.2007
Московские скульпторы Елена Мунц и Дмитрий Шаховский стали победителями конкурса на лучший проект памятника поэту Осипу Мандельштаму. В центре скульптурной композиции, которая будет установлена в одном из старомосковских двориков, где часто в доме своего брата бывал Осип Мандельштам, будет установлен бюст поэта.
Елена Мунц родилась в Москве в 1940 году в семье известного советского архитектора. Окончила училище имени Строганова, ее скульптурные работы установлены во многих городах России, хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и других музеев.
Дмитрию Шаховскому 78 лет, образование скульптора он получил в Москве. Один из авторов часов на фасаде московского Театра кукол имени Образцова. Оформлял детские театры в разных городах России, работал над проектами, связанными с церковной архитектурой.
О победителях конкурса на лучший проект памятника Осипу Мандельштаму в Москве говорит председатель жюри конкурса, член-корреспондент Академии художеств РФ Иван Казанский: «Елена Мунц — для меня она просто Лена, поскольку мы учились в школе с разницей в один год и потом в институте с разнице в этот же самый год учились. Дмитрий Михайлович — один из самых любимых и уважаемых наших скульпторов, человек невероятно талантливый, невероятно порядочный. Я очень рад, что он выиграл этот конкурс. У него изумительная мемориальная доска, посвященная Мандельштаму, на бульваре висит. Я считаю, что это одна из лучших мемориальных досок в Москве вообще. Это, знаете, где Литературный институт, это кусок гранита серого с таким очень схематичным силуэтом заполированным, и она такая грубо тесанная доска. Я ее очень люблю. И когда я узнал, что это Димина работа, я понял, почему здесь такой успех. Здесь, кстати, не он делал портрет, но он вообще замечательный портретист, очень тонкий, очень глубокий и очень артистичный.
Проект, который признан победителем… а голосование было сложное, согласились голосовать по схеме — 1, 2, 3, 4, 5, 6: шесть проектов, и тот, кто набирает наименьшее количество очков, тот и выигрывает. Понятно, почему. Потому что первое место дает одно очко, а шестое — шесть очков. 21 очко набрал этот проект, потом с отрывом в два очка набрали еще два проекта. Потом мы уже окончательно еще раз подняли руки, и вот здесь было единогласно, когда мы как бы подтвердили этот выбор.
Это выглядит довольно камерно. Место там очень камерное, когда вы спускаетесь к Солянке, вот к Старосадскому переулку вниз, там такой дворик, подпорная стенка. Одним из условий являлось то, что нельзя подпорную стенку было трогать, она является памятником архитектуры. И это такая камерная вещь, где доминантой является портрет. Потрет очень острый, очень такой характерный, судя по заявке авторов. И там дальше уже такая атрибутика идет архитектурная с хаотичным мощением. В общем, в соответствии с тем местом, которое было предложено. Там очень мало места, и оно очень камерное, оно как бы в таких цепях застройки. Вообще, вещь довольно условная, очень много там метафоричности».