Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В день 175-летия Ивана Шишкина на родину — в Елабугу — прибыли его многочисленные потомки.
Как убедился корреспондент НТВ Михаил Чернов, происходящее впору называть всемирным слетом Шишкиных.
Своей мировой известностью художник Иван Шишкин, возможно, обязан жалобе соседей, шутят музейные работники. Когда Ване было пять лет, они пришли к отцу и посетовали: мальчик изрисовал углем все заборы и стены домов. Именно тогда Шишкин-старший купил сыну первые краски и бумагу.
Надежда Курылева, старший научный сотрудник Дома музея И. И. Шишкина: «Ничего он плохого не писал. То глаз нарисует, то дерево. Но отец пятилетнего Ваню пригласил его в кабинет и строго-настрого запретил рисовать где попало. Он сказал: эх ты, мазилка эдакий… Да его мазилкой и соседи тоже прозвали».
Теперь в этот дом едут со всего мира. Так много иностранных гостей здесь не принимали никогда. В родовое гнездо съехалось три десятка потомков Шишкиных из России, Украины, Германии, Сербии и США. Чтобы составить фамильное древо и разыскать многочисленных правнуков потребовалось несколько лет.
Позади перелеты из далекого Белграда, и вот уже правнучка Шишкина Мария Межинская-Шайкович прогуливается по памятным местам. Любовь к русской природе у всех потомков в крови, говорит Мария Игоревна, а эти поля и вековые сосны по-прежнему такие же, как и на картинах прадедушки, творчество которого год от года на Западе все популярнее.
Мария Межинская-Шайкович, правнучка Ивана Шишкина: «Я знаю, что теперь все с ума сходят в Америке по русским художникам, и теперь за них очень дорого платят».
Обстановку фамильного дома восстанавливали по наброскам 15-летнего художника. Здесь Шишкин предстает совсем другим. Копия знаменитой картины «Утро в сосновом бору», знакомая каждому по конфетам «Мишка косолапый», только в служебном кабинете.
Работники музея просят обратить внимание на другие эскизы: «Ваня кричит», «Ваня сердится» и «Ваня хмурится». Эти детские автопортреты, гримасы юного художника перед зеркалом, одни из немногих, где нет привычных сосен и берез.
«Березы после бури», «Березовая роща», рядом еще одна «Березовая роща». Названия картин Шишкина не отличаются разнообразием, зато, как писала в мемуарах племянница художника, так до Шишкина еще никто не рисовал. Просто поле, лес, река, а получается так красиво, будто швейцарские виды.
Будущие швейцарские виды — это соседний сосновый бор, первая творческая мастерская юного художника. Именно сюда, как на экскурсию, везут потомков знаменитого рода. В незатейливой шишкинской природе каждый из них видит свое, родное.
Николай Ридингер, праправнук Ивана Шишкина: «Эти места мне напоминают Калининградскую область, Куршскую косу. Лес такой же».
Торжества будут продолжаться два дня. Перед отъездом гости возложат цветы на родовую могилу. Правда, ее точное местонахождение до сих пор не определено, так же, как и не найдены потомки по финляндской ветви Шишкиных.
Запросы в посольство уже направлены, и новых родственников художника-передвижника рассчитывают отыскать уже к следующей годовщине.