Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Санкт-Петербурге с 24 по 27 января на сцене Молодежного театра на Фонтанке пройдет Международный фестиваль одной пьесы при участии коллективов из Испании, Республики Корея и Франции. Главным событием станет спектакль "Дорогая Елена Сергеевна", который будет показан в субботу.
Почетной гостьей фестиваля станет Людмила Разумовская, автор знаменитого произведения отечественной драматургии. "Дорогую Елену Сергеевну" называли самой скандальной пьесой времен перестройки. В 1983-1986 годах она была запрещена советской цензурой. Однако и поныне интерес к ней не ослабевает. Так, в Европе к ней обратилось более ста театров всех стран, кроме Дании и Португалии.
На вопрос, в чем видит она притягательность этой пьесы для западного театра, Разумовская сказала, что проблема падения нравов по мере глобализации мира становится всеобщей. "Уходя от Бога, человечество утрачивает высший авторитет, из-за чего размываются нравственные устои общества, а искусственное слияние добра и зла превращает мир в хаос". И какой бы драматичной не была судьба этой пьесы, ее успех в мире перекрывает все негативное, что довелось пережить драматургу от столкновения с идеологическим диктатом.
Одной из лучших постановок ее пьесы Разумовская назвала спектакль режиссера Семена Спивака в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола (ныне Балтийский дом). Инициатор фестиваля Спивак специально собрал участников того спектакля, чтобы воссоздать на сцене одну из театральных легенд Ленинграда 1980-х годов. Она будет показана в субботу.
Фестиваль будет сопровождаться зрительскими дискуссиями на тему пьесы. Пройдет круглый стол, посвященный актуальным проблемам межличностных и межнациональных отношений, толерантности в современном мире.