Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Михаил Швыдкой предположил, что первым автономным учреждением станет Московская филармония
Начиная с 2007 года российские учреждения культуры ожидают серьезные перемены. Театрам, музеям, оркестрам и другим структурам предстоит выбрать форму хозяйственной деятельности — останутся они государственными или превратятся в так называемые автономные учреждения.
В декабре в России пройдут выборы в Государственную Думу, в следующем году — президентские, — напоминает руководитель Федерального агентства по культуре Михаил Швыдкой: «Понятно, что 2007 год — год, когда меньше всего будут говорить и думать о том, что происходит в культуре, потому что политическая жизнь будет достаточно активной. Тем не менее, в сфере культуры будут происходить весьма серьезные процессы. Я бы хотел сказать об одной очень конкретной вещи. Именно в 2007 году мы начнем переход в новую организационно-правовую форму — форму автономного учреждения».
Это значит, что учреждения должны будут выбрать, останутся ли они бюджетными или превратятся в независимые и в значительной степени, отказавшись от финансовой поддержки государства, при этом смогут самостоятельно распоряжаться своими доходами — от продажи билетов, буклетов, программок, сдачи помещений в аренду и меценатской поддержки. При этом кое-какая помощь из бюджета все-таки сохранится — через систему грантов.
Дело это совершенно новое, — подчеркивает Михаил Швыдкой: «Еще нет целого ряда необходимых документов, разного рода подзаконных актов, регламентов, но вступил в силу закон, подписанный президентом. И учреждения уже к этой форме начинают присматриваться. Это серьезный процесс. И я вам скажу сразу, что, наверное, первым учреждением, которое попробует такую форму освоить, будет Московская филармония. Я думаю, что автономное учреждение, конечно же, в первую очередь привлечет внимание и будет интересным для театрально-концертных учреждений прежде всего».
Причем, не всех, а наиболее крупных и финансово успешных. А Московская филармония — крупнейшая в России. Закон «Об автономных учреждениях» принимался на фоне жарких споров и протестов со стороны этих самых учреждений культуры. Поскольку изначально предполагалось, что форму хозяйствования навяжут сверху, это грозило маленьким провинциальным театрам, галереям и прочим полным крахом. По счастью, теперь этого не произойдет. Пускаться в автономное плавание или нет — дело добровольное.