Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Москва знакомая и неизвестная предстала на старых открытках
21.12.2006
«Поклон из Кремля» — так церемонно называется выставка дореволюционных видовых открыток, открывшаяся в Патриаршем дворце московского Кремля. В экспозиции можно увидеть изображения давно снесенных зданий и памятников. Все почтовые карточки для выставки предоставили московские коллекционеры.
Современные открытки почти перестали быть почтовыми. Все чаще их вручают лично, вместе с подарком. Однако довольно долго эти карточки служили прежде всего для передачи сообщений на расстоянии, пусть даже это было простым поздравлением. Один из участников выставки, коллекционер Арсену Мелитоняну рассказывает: «Что касается первой открытки, это 1895 год. В Москве вышла первая серия открыток, семь открыток, который мы называем грюс аус — "привет из". Потому что первые открытки, сувенирные, поздравительные, появились в Германии, и они назывались — грюс аус Берлин, например. Соответственно, профессионалы называют эти открытки "грюсами". Так вот, первая серия открыток с видами Москвы появилась в 1895 году. Но нам удалось найти открытку, которая выпущена была на 8 лет раньше. Эта открытка была издана в Швейцарии, из той же самой поздравительной серии. Удалось ее атрибутировать исключительно по надписи. Потому что года издания на ней нет, а вот надпись — 1887 год. И эта открытка здесь представлена».
А на ней — тоже виды старой Москвы. Что же касается надписей, то в этих поблекших от времени текстах, выведенных убористыми почерками давних корреспондентов, исследователи находят немало ценной информации. А иногда — говорит Арсен Мелитонян — изображение на открытках дополняют другие источники: «Здесь представлен на открытке памятник, который находился на месте гибели Сергея Александровича Романова, генерал-губернатора Москвы. Рядом с ним выставлено письмо, когда одна девушка пишет другой из Санкт-Петербурга в Москву, что они пошли в театр, театр был закрыт, и потом они случайно узнали, что в этот день был убит Великий князь Сергей Александрович. То есть открытка позволяет восстановить и ход исторических событий, и, безусловно, она носила чиста такую утилитарную роль письменного сообщения: «привет из», «поклон из», «был там-то, делал то-то», «привет с дороги». Безусловно, это выдающееся произведение очень часто искусства, потому что для открытки работали выдающиеся фотографы. С другой стороны, с художественной открыткой работали и Сомов, и Бакст, и Остроумова-Лебедева…»
Москва на этих рисунках и фотоснимках одновременно знакомая и неизвестная. Все те же башни Кремля и соборы, все тот же Исторический музей, но едут по Красной площади извозчики, у Царь-пушки позируют юнкера, и так много снега зимою! Памятник Александру Второму еще стоит на территории Кремля под специальным шатром, нормальных размеров, не то, что нынешний гигант у Храма Христа Спасителя. И главное — целы утраченные через несколько десятилетий дворцы и церкви.