Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Молодой российский режиссер Мария Кравченко стала лауреатом фестиваля правозащитного кино «Сталкер» в номинации «Лучший неигровой фильм» за документальную ленту «Собиратели теней». Марии Кравченко 25 лет, она родилась и выросла в Грозном, где жили несколько поколений ее родственников. Получила журналистское образование в Саратовском государственном университете. Работала в местной прессе, на телевидении. Сейчас учится во ВГИКе в мастерской документального кино. Фильм о Грозном «Собиратели теней» снят на Нижне-Волжской студии кинохроники. Рассказ о Грозном Мария ведет вместе с лидером поп-группы «Мертвые дельфины» Артуром Ацаламовым.
О Марии Кравченко говорит киновед, ведущий программы «Документальная камера» на телеканале «Культура» Андрей Шемякин: «Мария Кравченко работала на саратовском телевидении. В Саратове мы познакомились, когда она брала у меня интервью несколько лет назад. Сразу было ясно, что это человек сильный, яркий и абсолютно самостоятельный, возможно, в будущем режиссер. Так все и подтвердилось. Она переехала в Москву. Это ее первая дипломная работа, то есть даже не дипломная, а просто работа "Собиратели теней". И сразу она получила призы.
Картина очень сильная. Это исповедь. И, вообще, очень трудно, почти невозможно режиссеру поставить себя на место своего героя, исповедоваться, не сфальшивить, не сбиться, не впасть в сентиментальность. Речь, собственно, идет о том, что город детства Грозный, где родилась Мария… В ее крови, собственно говоря, нет ни капли крови чеченской, она об этом сама говорит, но тем не менее Грозный для нее — страна детства. В страну детства нельзя вернуться не потому, что детство ушло, а потому что страны той нет, того города нет. Поразительная картина, нервная. Трудно сделать что-то принципиально новое, не менее сильное после фильма Павла Костомарова и Антуана Каттина "Мирная жизнь". Но тем не менее Марии это удалось. Я думаю, что именно интонация абсолютной исповедальности и при этом полное отсутствие сентиментальности, и большая человеческая зрелость, и профессиональное мастерство позволили дать ей приз за лучший дебют вот уже на нескольких фестивалях.
Это колоссальное, потрясающее сочетание улыбки и неулыбающихся глаз. Сразу замечаешь: человек очень много пережил, прежде чем взяться за камеру. Предельная доброжелательность, открытость, совершенно другое состояние на лице, выражающееся в глазах. Я должен сказать, что она абсолютно отчаянная, она ничего не боится, она чувствует себя, скорее, таким одиноким волком, хотя очень внимательно относится к тому, что делают вокруг коллеги. Склонна себя, скорее, угрызать, чем быть таким абсолютно самоуверенным суперменом, если угодно. То есть это абсолютно живой человек, но она очень четко знает, чего хочет и умеет этого добиваться. Но профессионально, конечно, нуждается в такой большой моральной человеческой поддержке, потому что из тех людей, которые будут делать свое кино, несмотря ни на что.
Пожелание: оставаться собой, расти и пробиваться именно к своему, потому что успех первого фильма — это обманчивый успех. Или, действительно, за этим уже стоит — плюс ко всему — серьезные профессиональные наработки и зрелость».