Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Картины-мифы, кинетические инсталляции и столярные инструменты как объект современного искусства. В Москве открылась 11-я международная ярмарка «Арт-Манеж».
На этот раз организаторы объединили под одной крышей экспериментальные работы и произведения советской эпохи. Разницу попытался уловить корреспондент НТВ Антон Войцеховский.
В отличие от всех выставок современного искусства «Арт-Манеж» эту современность видит несколько шире. Тут есть работы и прошлого года и середины прошлого века. Зрителю как бы дается возможность оценить, каким это искусство было, и к чему оно пришло.
Но грань между прошлым и настоящим еле читается. Джае искусствоведы часто путались. Работа Егорова — прошлый век, а выглядит вполне современно.
«Тарелка с лозунгами» — новая концепция? Нет. Оказывается тоже из советской эпохи. Эти копилки необычной формы и раскраски делали художники, которые лет 40 назад считались скандальными. Теперь тут стоит копилка в форме головы президента. Чем не вызов обществу?
Армен Игитханян, куратор проекта «Копилки»: «Владелец копилки после того, как он наполнит ее деньгами, встанет перед выбором, что с ней делать: разбить или сохранить? Так определится истинная ценность искусства».
Современное искусство, как обед для именитых гостей, подавали под музыку и напитки. Здесь струнный оркестр, тут одинокий джазмен, там вино на стенде с картинами. А там, где яркий авангард, дают что-то покрепче.
Вячеслав Зайцев, модельер: «Это все для души. Тут вообще ничего не для бизнеса».
Для души у мэтра моды картины, где этой моды нет совсем. Лишь образы и отражение его настроения. Но тема везде одна: конечно, это женщина.
Вячеслав Зайцев, модельер: «Потому что 45 лет я работаю с женщинами. 45 лет я их раздеваю и одеваю».
Рядом с мастерской «Политического плаката» людей собралось как в день выборов. Здесь голосуют сердцем. Эти работы и шутка, и аллегория, понимай как хочешь. Тут Билл Клинтон что-то показывает в овальном кабинете, а это танцы в тюрьме после Гаагского трибунала.
Сергей Смирнов, куратор проекта «Политический плакат»: «Каждый лидер, наверное, все-таки когда-нибудь предстанет перед Гаагским судом за свои действия, которые он провел на своей территории и на другой территории».
На этой выставке обо всем можно спрашивать, все уточнять, почти все трогать. Вот только вопрос о времени создания задавать не принято.
Вот стенд «Столярных инструментов». Какой-то зритель говорит: они только спустя 200 лет стали искусством. Вот «Кинетические объекты». Художник их лет 10 делает, но каждый раз как будто бы что-то заново изобретает.
Работы под общим названием «Солярис» — это тоже вроде ничего нового, но в этой технике «монотипии», оказывается, никто больше не пишет.
Марина Звягинцева, куратор проекта «Солярис»: «Уникальность монотипии в том, что ни одну картину нельзя повторить. Как краска легла — все, это единственный экземпляр».
Монотипия — это, когда в раствор красок окунают холст, а потом дорисовывают. Тут надо присмотреться. Вот мужское лицо, здесь вроде бы руки, тут снова лицо.
Вся выставка «Арт-манеж» — это как бы приглашение вглядеться поближе и попробовать определить, о чем работа и давно ли она была сделана.