Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Работы еврейского фотографа Макса Пенсона, популярного в Советском Союзе фоторепортера, впоследствии ставшего жертвой антисемитизма сталинского тоталитарного режима, спустя почти полвека после его смерти вновь представлены публике.
Последняя выставка фотографий Макса Пенсона недавно открылась в Лондоне в Сомерсет-хаусе. На ней были представлены редкие фотографии, сделанные в Средней Азии в 1920-е и 1930-е годы.
Фотографии Пенсона, долгое время прожившего в Узбекистане, демонстрируют превращение этой глубоко традиционной мусульманской страны в советскую республику. Так, на одной из фотографий хлопкоробы работают на полях недавно созданного коллективного хозяйства. На другой Пенсон запечатлел воспитанников детского сада и солдат на параде, пишет The Jerusalem Post. Во многих его фотографиях заметна характерная "угловатость" конструктивизма, ставшего известным благодаря советской пропаганде и киноафишам 1920-х годов.
Ольга Свиблова, искусствовед из Москвы, курирующая выставку, убеждена, что Пенсона следует ставить на одну доску с ведущими советскими фотографами той эпохи, такими, как основоположник конструктивизма Александр Родченко. "Я считаю, что Родченко был пророком и гением, – говорит она. – Но если подходить сугубо с точки зрения фотографии, то Пенсон был лучшим фотографом".
Снимая кампанию по ликвидации неграмотности среди крестьян и грандиозные стройки, Пенсон делал фотографии, которые новостное агентство ТАСС тиражировало по всему Советскому Союзу. Самая известная его фотография – портрет "Узбекской Мадонны", получивший высшую награду на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, – изображает освобожденную мусульманку, снявшую чадру и кормящую ребенка грудью.
Старший сын Пенсона, который участвовал в организации выставки, долгое время не понимал всю ценность старых негативов, хранившихся в его квартире в Ташкенте, в Узбекистане. "Я и не знал, что архив моего отца так важен", – рассказывает 79-летний Мирон Пенсон, живущий в Нью-Йорке. Однако после того как в 1997 году с ним связался швейцарский коллекционер, Пенсон осознал, что у него под боком бесценные произведения искусства фотографии.
За прошедшее с тех пор десятилетие он со своим братом и сестрой вновь пробудил интерес к работам отца. Просматривая его архив, они нашли фотографии, сделанные в Средней Азии в 1920-е и 1930-е годы, которые затем были выставлены в Москве, Париже и Лондоне.
Макс Пенсон родился в 1893 году в еврейской семье в небольшом городке около Витебска, сейчас расположенного на территории Белоруссии. D 1915 году из-за начавшихся в ходе Первой мировой войны погромов Пенсон с семьей уехали в Азию. Они поселились в восточном Узбекистане, где Пенсон работал учителем рисования в местной школе. Позже он перебрался в Ташкент.
Примерно в это время он приобрел свой первый фотоаппарат, и это событие, как затем оказалось, изменило всю его жизнь. В 1926 году он стал фотографом в газете "Правда Востока", и его главной обязанностью было запечатлеть радикальный перемены, происходившие в Средней Азии.
Старший сын Пенсона, Мирон, вспоминает об отце как о человеке безграничной работоспособности, который до поздней ночи засиживался, работая над своими фотографиями. Режиссер Сергей Эйзенштейн, встретившийся с Максом Пенсоном в 1940 году на съемках фильма о строительстве Большого Ферганского канала, также вспоминал о безудержной энергии фотографа.
Однако Пенсон не избежал и оборотной стороны советской власти. Требования соцреализма, официальной художественной идеологии Советского Союза, заставляли его все меньше снимать крупным планом выразительные лица и все больше – людей, выступающих в поддержку культа Ленина и Сталина. "Соцреализм заставил его делать то, чего он не хотел", – рассказывает Мирон Пенсон.
В своих мемуарах Мирон Пенсон также вспоминает, как его отец разводил небольшие костры во дворе их дома и сжигал фотографии людей, которых арестовали и заклеймили как "врагов народа". Вскоре пришла и его очередь. В 1948-1949 годах волна антисемитизма прокатилась по Советскому Союзу, который некогда казался евреям вроде Пенсона страной возможностей, где не было погромов и дискриминации по религиозному признаку.
В 1949 году без всяких объяснений НКВД отобрал у него разрешение на работу фотокорреспондентом. Это фактически положило конец его карьере. Пенсон потерял работу и остаток жизни провел в болезнях и депрессии. В последние годы он много времени проводил за ретушированием своих старых фотографий, постоянно занимался странным и бессмысленным делом – стирал людям на фотографиях глаза и рисовал их заново.
Макс Пенсон умер в 1959 году.
После смерти Макса Пенсона его работы в Советском Союзе были по большей части забыты. Его архив остался в семье и едва не был уничтожен, когда на Ташкент в 1966 году обрушилось мощное землетрясение. Уцелевшие негативы спасли из-под обломков его дочь Дина со своим мужем.
Оба сына Макса Пенсона, Эдик и Мирон, стали фотографами. Кроме того, Мирон Пенсон добился успехов, снимая фильмы на главной киностудии Узбекистана "Узбекфильм". В 1999 году он эмигрировал в Соединенные Штаты.
В ответ на просьбу сравнить собственные фотографии с работами отца Мирон Пенсон лишь рассмеялся. "Я не могу их сравнивать, – сказал он. – Мы люди совершенно разных эпох".