Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
«Воронежские Ростроповичи. Семейный портрет на фоне истории»
14.12.2006
В Воронеже состоялась презентация книги, посвящённой русской музыкальной династии Ростроповичей, немало сделавшей для организации систематического музыкального образования в городе на рубеже XIX-XX веков.
Всемирно известный музыкант и общественный деятель Мстислав Ростропович последние годы часто посещает Воронеж — родной город его отца. Сейчас имена отца и деда Мстислава Ростроповича носит Воронежское музыкальное училище. Созданию и укреплению этого учебного заведения в начале XX века немало способствовали представители русской музыкальной династии, связанной с Воронежем. Но нынешний трехдневный визит маэстро, прилетевшего из Токио, особый. Только что из печати вышла книга историка Александра Акиньшина «Воронежские Ростроповичи», имеющая подзаголовок — «Семейный портрет на фоне истории».
Мстислав Ростропович не раз признавался, что плохо знает родословную по отцовской линии и не представляет себе исторических перипетий, связывающих польскую по происхождению фамилию с Воронежем. Он бывал на кладбище под Варшавой, где похоронены дальние предки, а вот о близких поколениях практически ничего не знал. Воронежский период семьи Ростроповичей заинтересовал увлеченного краеведческими изысканиями с позиции историка-профессионала доцента Воронежского университета Александра Акиньшина. Однажды он обнаружил в архиве документы о дореволюционных домовладельцах Ростроповичах. На удивление старый воронежский дом, где жили Ростроповичи, сохранился до нынешних времен. Имя и возраст одного из сыновей этого дома безошибочно указывали на отца прославленного музыканта и дирижера Мстислава Ростроповича.
На создание книги ушел не один год. В 2002 году появилась лишь небольшая брошюра, рассказывающая о роли отца и деда Мстислава Ростроповича в музыкальной жизни Воронежа конца XIX – начала XX веков, и попутно о том, что прадед маэстро в начале 1860-х годов оказался среди ссыльных участников польского восстания, определенных на поселение в Воронеж. С изданием иллюстрированной фотографиями книги о воронежских Ростроповичах помогли Министерство печати и информации Российской Федерации и администрация Воронежской области. Но автору, писавшему о воронежском периоде семьи музыкантов местных материалов оказалось маловато, пришлось поднимать архивы Петербурга, Москвы, Саратова, Оренбурга, обращаться за помощью к исследователям генеалогий, вести переписку с коллегами-архивистами из Германии, Эстонии, Польши, использовать материалы бакинской прессы, относящиеся и к дореволюционному, и к послереволюционному периодам. По признанию автора книги Александра Акиньшина, работая над текстом, он стремился показать историю семьи, которая соединила в себе музыкальную жизнь провинциального русского города с общероссийским культурным пространством.