Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Москве прошла церемония награждения лауреатов независимой литературной премии «Дебют». В этом году премия вручается уже в седьмой раз. Жюри конкурса выбирало победителей в номинациях: «Крупная проза» — Виктор Пучков за повесть «Сахарная болезнь»; «Малая проза» — Дарья Тагиль за подборку рассказов; в номинации «Поэзия» — Мария Мурсалова за подборку стихотворений; в номинации «Драматургия» — Николай Средин за пьесу «Звезды на песке»; «Литературная критика и эссеистика» — Валерия Пустовая за подборку рецензий, статей и эссе; в номинации «Литература для детей» — Вадим Селин за повесть «Свой в доску. Как научиться кататься на скейте». Специально приза «Голос поколения» удостоена Ярослава Пулинович за пьесу «Учитель химии». Условие премии: в конкурсе могут участвовать только молодые авторы, не старше 25 лет.
По мнению координатора премии, лауреата «Русского Букера» Ольги Славниковой, «Дебют» — это особенный конкурс, он, в отличие от многих именитых премий, дает настоящий шанс молодым писателям в то время, когда это особенно нужно. И в первую очередь это касается авторов из провинции.
«При прочих равных мы все-таки предпочитаем провинциалов, — говорит Ольга Славникова. — Действительно, молодой человек, получивший "Дебют" или вышедший в финал, или даже попавший в длинный список, он у себя дома становится знаменитостью, на него уже смотрят серьезнее, его начинают печатать хотя бы какие-то местные издания. Потом у него, скорее всего, что-то появляется в Москве. И у него начинается нормальная профессиональная жизнь. В общем, премия "Дебют" как раз и ставит себе такую задачу. Более того, у нас существует клуб "Дебют", этот клуб объединяет многие и многие тысячи уже пишущих молодых людей в регионах. Мы пытаемся создать такое общее культурное пространство».
О том, насколько успешно складывается карьера выпускников-лауреатов «Дебюта», уже сегодня можно проводить настоящие исследования. «Меня тут попросили составить группу материалов о том, кто из лауреатов, финалистов и участников длинного списка Дебюта — как кто показал себя в литературе. Я начала составлять такой лист, там у нас есть и лауреаты Пушкинской премии, вот Алексей Лукьянов, Сергей Шаргунов, лауреат Премии Москвы, два молодежных "Триумфа", три "Хрустальные розы"... И, вы знаете, я начала считать и остановилась на 30 пока, я больше не осилила. Там еще человек 40-50, которым уже есть что сказать в литературе. Конечно, Василий Сигарев, сейчас это самый, я думаю, из молодых драматургов известный не только в России, но и в Европе», — убеждена Ольга Славникова.
А потом Ольга Славникова (лауреат премии Букера 2006 года) призналась, что не уверена, смогла бы она получить премию «Дебют», когда ей было 25 лет.