Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
«Азбучная истина». Выставка азбук, буквиц и инициалов
11.12.2006
В московской галерее «Элизиум», расположенной в Центральном доме художника, открылась выставка «Азбучная истина». Это азбуки, буквицы и инициалы, созданные лучшими русскими художниками в первой половине ХХ века.
Обычно азбучными истинами называют что-то простое, для всех очевидное. Дескать, что может быть элементарнее букваря? А вот у названия выставки не переносное, а прямое значение. Здесь словосочетание «азбучная истина» имеет непосредственное отношение к буквам.
Самые ранние экспонаты относятся к 1904 году. Это авторские листы из знаменитой и чрезвычайно изысканной «Азбуки в картинах» Александра Бенуа. Рядом с ними — потешные карикатуры, созданные Мстиславом Добужинским. Каждая из этих работ тоже посвящена отдельной букве, однако этот алфавит был вовсе не малым детям адресован. Искусствовед галереи «Элизиум» Юлия Виноградова рассказывает: «"Азбука" Добужинского создана для своих собственных коллег. Она так и называется — "Азбука ‘Мира искусства’", и на каждую букву подобран персонаж, который входил в объединение "Мир искусства" и который представлен в виде такой забавной карикатуры. Причем сам Добужинский себя изобразил, как Святого Себастьяна, пронзенного стрелами, то есть он уже заранее знал, что на него коллеги будут, ну, может быть, не обижены, но, в общем, будут злиться, сердиться за такие резкие карикатуры».
— Скажите, а Добужинский как-то связывал, какой будет персонаж и какая буква?
— В его «Азбуке» это больше связано, конечно, с именем, но бывает, что и не с именем. Например, Александр Бенуа у него идет не на «Б» по фамилии, а на букву «А» и не просто потому, что не было другого персонажа на букву «А», а потому, что хотел показать, что Бенуа в «Мире искусства» первый, как основатель «Мира искусства», и первый, как художник.
Каждая эпоха оставляла на азбуках свой след, причем, не только художественного порядка. Характерный пример приводит Юлия Виноградова: «"Азбука" Черемныха — она такая совершенно советская азбука, называется "Антирелигиозной" и на каждую букву алфавита там такие очень действительно антирелигиозные, жесткие и абсолютно взрослые стихи и, соответственно, очень жесткие политические картинки».
Картинки, о которых говорит Юлия Виноградова, больше похожи на политические плакаты, а вот образец стихотворного текста: «жреца жало жертву ждало». Понятное дело, таким образом представлена буква «Ж».
Впрочем, большая часть рисунков выставки никакого отношения к идеологии не имеет. Курчавые буквицы Татьяны Мавриной стилизованы под древнерусские, а разглядывая азбуку Василия Ватагина под названием «Буквы и звери», многие вспоминают свое детство. Если и не эта, так другая книжка с иллюстрациями известного анималиста обязательно была у каждого советского ребенка.