Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Спектакль Берлинер-ансамбля по пьесе Бертольда Брехта «Карьера Артура Уи, которой могло не быть» откроет фестивальную программу «Золотой маски»
27 марта «Карьерой Артуро Уи» Берлинер-ансамбля (Berliner Ensamble, Der Aufhaltsame Aufstieg des Arturo Ui) с великим Мартином Вутке в главной роли откроется XIII театральный фестиваль «Золотая маска». Номинанты на премию, а значит и спектакли, которые будут показаны в Москве с 28 марта по 14 апреля, уже названы.
На этот раз в Москву приедет 50 спектаклей из 39-ти российских театров. Говорит президент «Золотой маски» Георгий Тараторкин: «Наша традиционная декабрьская встреча, судя по погоде — ощущение мартовской встречи. Через две недели должен фестиваль начаться. Я надеюсь, что в марте будет подлинная весна. А уж то, что будет подлинный театральный праздник, это наверняка — судя по тому, что в этом году в афише, как прожит театральным миром России сезон. Мне он представляется чрезвычайно интересным».
Афиша фестиваля ознаменована победой Москвы над Петербургом — количественной: 24 спектакля против 12. Сами с собой будут соперничать некоторые режиссеры. Это Сергей Женовач — автор двух номинированных постановок — «Мнимый больной» и «Захудалый род», а также Миндаугаса Карбаускиса — оба его спектакля («Похождение» и «Рассказ о семи повешенных») идут на сцене «Табакерки». Сеанс «нанайской борьбы» покажет и художник Сергей Бархин, три спектакля в его оформлении вошли в фестивальную афишу. Два из них — московского Театра юного зрителя. «Нелепая поэмка» Камы Гинкаса и «Трамвай Желание» Генритетты Яновской. Впервые в открытое состязание вступят между собой муж и жена.
Конкурс драматических театров очень силен. Добавим к уже названным имена Льва Додина, Александра Морфова, Михаила Бычкова и Юрия Любимова. Любимов в 2007 году отметит свое 90-летие, но претендует не на награду за выслугу лет, а за лучший спектакль — «Антигону». Важно и то, что в афише — «Каменный гость» Анатолия Васильева. Напомню, что в его Театр на Сретенке недавно назначен был директор — и режиссер заявил, что не вернется на работу, пока ему, Васильеву, не вернут прежних полномочий. Интересно и то, что в очередной раз снял свое имя с конкурса маэстро Гергиев, отчетливо понимая, что его участие почти не оставляет шансов конкурентам.
Оперные номинанты Мариинки будут показаны в Москве заранее, 9 и 10 декабря. О ситуации в музыкальном театре говорит председатель экспертного Совета Майя Крылова: «У нас обновился резко список номинантов по современному танцу, и там не те же имена, которые фигурировали из год в год. Это приятно, мы выходим из какого-то замкнутого круга. И, к сожалению, у нас балетных номинаций меньше, чем оперных, и это уже тоже не первый год. Из чего можно сделать вывод, что опера у нас развивается динамичнее, особенно в области оперной режиссуры, чем постановка балета».
Что до кукольной программы «Золотой маски», здесь все традиционно — лидирует Петербург.